понедельник, 15 июня 2020 12:37

Если не изменим правоохранительную систему, Украину ждет судьба Донбасса

Если не изменим правоохранительную систему, Украину ждет судьба Донбасса
Геннадий Друзенко: Я верю, что наша война за ценности свободы, достоинства и инклюзивности. Когда украинцем может быть этнический венгр, грузин, чеченец. Война с Россией убедила меня, что формула нашей победы "Все кто не против нас - все за нас", а не наоборот.

Правоохранительная система перемолола все попытки реформ, которые были после Революции достоинства. Изнасилование и пытки в районном отделе полиции города Кагарлык Киевской области вызвали большой резонанс в украинском обществе. Похожая история была в 2013 году в Врадиевке. Это - далеко не весь перечень. Украина превращается в полицейское государство.

Об этом в интервью Gazeta.ua говорит международный юрист Геннадий ДРУЗЕНКО.

Какие главные системные недостатки разоблачили резонансные преступления?

- Реформа не имела сущностного характера. Изменили название, форму, звание, переименовали структурные подразделения, но по сути система не изменилась. Полицейские остались опричниками режима. Они не стали служителями и защитниками людей. Я знал много ветеранов, которые ушли в патрульную полицию. Сейчас говорят, что там никого нормального не осталось.

Вся влиятельность Арсена Авакова основывается на правиле "мафию нельзя победить, но ее можно возглавить"

Вся влиятельность Арсена Авакова основывается на правиле "мафию нельзя победить, но ее можно возглавить". Именно это министр и сделал. Вместо реформирования системы решил стать ее лидером и патроном. Поэтому полиция убивает детей, насилует женщин, но не может найти каких-то убедительных доказательств по делу Шеремета. Небольшая надежда на изменение системы, которая загорелась в 2016-2017 годах, не оправдалась. Имеем полицию как репрессивный орган советского типа.

Что конкретно нужно изменить в нашей системе, чтобы подобные случаи не повторились?

- Прежде всего принадлежит искоренить традицию неподотчетности системы обществу. Видим, что она очень централизована. Руководителя национальной полиции назначает правительство по представлению министра МВД. Заместителей руководителя назначает министр по представлению главы НПУ. Поэтому по сути министр почти единолично формирует всю полицейскую вертикаль. Один из рецептов - подчинить хотя бы патрульную полицию местной власти. Ведь мэр гораздо больше заинтересован чем министр, чтобы система работала на благо местного сообщества, потому что ему нужно переизбираться. Зато четкой корреляции между действиями полиции и выборами парламента или президента у нас нет. Зеленский получил суперсильный мандат на полную смену власти. Если бы перед выборами честно сказал, что не собирается увольнять Авакова, потерял бы часть голосов. Однако желание иметь своих опричников победило стремление модернизировать государство и гуманизировать репрессивный аппарат.

В случае создания муниципальной полиции, любые безобразия полицейских будут иметь непосредственные политические последствия для местных руководителей

Нацгвардия, Служба безопасности должны оставаться инструментами центральной власти. Однако полиция, по крайней мере патрульная, должна стать муниципальной. Тогда на местах полицейские преступления будут подрывать авторитет власти. Потому что она больше зависит от местной общины, чем министр в далеком Киеве. В случае создания муниципальной полиции, любые безобразия полицейских будут иметь непосредственные политические последствия для местных руководителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Изнасилование в Кагарлыке - результат вашей деятельности на посту министра" - Майкл Щур жестко обратился к Авакову

Что еще нужно изменить?

- Нужно поставить вопрос о праве граждан на владение оружием. Сегодня в Украине разрешено охотничье оружие, но по городу с ним не походишь. Надо дать гражданам право на самозащиту и сдерживания. Например, если полицейский будет знать, что человек может быть вооружен, вряд ли позволит себе вести себя столь безнаказанно, как некоторые ведут себя сейчас. Этот американский рецепт против полицейского насилия записан во второй поправке к Конституции США. Хотя следует признать, что со временем количество стран, которые гарантируют своим гражданам право на владение и ношение оружия, уменьшается. Европейские государства предпочитают оставлять монополию на легитимное насилие за собой.

Для изменения системы очень нужна политическая воля руководства страны. Аваков уже должен понести хотя бы политическую ответственность за все резонансные преступления, что за первый год каденции нового президента натворили полицейские. В Украине очень много зависит от президента. Безнаказанность порождает безнаказанность. Полиция в идеале должна служить и защищать, а не репрессировать. К сожалению, чекистский ген запугивания и репрессий до сих пор определяет ДНК нашей "правоохранительной системы". Надо проводить публичные процессы над полицейскими из Кагарлыке, теми, кто убил Кирилла Тлявова (патрульные Иван Приходько и Владимир Петровец вместе с еще двумя лицами в нетрезвом состоянии устроили стрельбу из огнестрельного оружия по металлических банках. Погиб 5-летний Кирилл Тлявов. - Gazeta.ua), над полицейским, который пытался скрыть убийство Владимира Чебукин в новогоднюю ночь в Каховке. Десяток показательных дел - и ситуация изменилась бы. Зато общество не знает ни одного громкого примера, когда полицейский был бы наказан за превышение своих служебных обязанностей. Несколько десятилетий держу руку на пульсе общественных событий в Украине и по резонансным осуждений милиционеров могу вспомнить разве что генерала Пукача (2013 признан виновным в убийстве Георгия Гонгадзе и приговорен к пожизненному заключению с лишением права занимать аттестованные должности. - Gazeta.ua) и его подельников.

Если полицию таки не реформируют, чем это грозит Украине?

- Может повториться история, которая была на Донбассе. Когда образуется властный вакуум или бюджетных средств не хватит на зарплаты, полиция может быстро превратиться в банды. Они согласованы, вооружены. В Грузии времен Шеварднадзе милиция была настоящим рэкетом, который координировали воры в законе. Эта судьба может скоро постигнуть и нашу. Сейчас Аваков выбивает им сравнительно неплохие зарплаты, закрывает глаза на различные неофициальные поступления. По собственному опыту знаю, что может доходить до смешного. Меня когда-то остановил полицейский. Я сказал, что деньги не дам - ​​может оформлять протокол, если считает, что я что-то нарушил. Тогда он, увидев в машине коробку с респираторами, которые я вез врачам, попросил хотя бы подарить ему парочку.

Гиркин с несколькими диверсантами в 2014 году захватил целый отдел внутренних дел в Славянске. Несмотря на то, что у милиционеров было оружие и явное численное преимущество

Если без шуток, то Гиркин с несколькими диверсантами в 2014 году захватил целый отдел внутренних дел в Славянске. Несмотря на то, что у милиционеров было оружие и явное численное преимущество. Но не имели четкого понимания, кому они служат. Боюсь, значительная часть "новой полиции" до сих пор готова служить любой власти, вместо народа Украины. Как грузинам удалось радикально изменить свою систему? Они смогли сравнительно быстро удалить из государственного организма опухоль коррумпированной милиции со всеми ее метастазами. Ни пытались победить ее полумерами вроде переаттестации. Просто в один день освободили большую часть правоохранителей. Завели новых, не инфицированных коррупцией и безнаказанностью. Мы тоже так можем. Но для этого надо драться с мафией смерти, а не возглавлять ее.

10 из 19 работников отделения полиции в Кагарлыке уволили по результатам первого расследования, сам участок расформировали. 26 мая суд арестовал на два месяца Сергея Сулиму и Николая Кузива, которых подозревают в изнасиловании. Этих мер достаточно, чтобы общество поняло, что справедливость восторжествовала?

- Подозреваемых в убийстве Кирилла Тлявова тоже задержали и взяли под стражу, но сейчас они на свободе, вышли под залог. Поэтому в глазах общества такое "наказание" выглядит как тушение пожара. Ситуация всколыхнула всю страну, надо хоть как-то отреагировать. Чтобы выпустить народный пар, участок расформировали. Давайте попробуем вернуться к этому вопросу в начале осени. Боюсь, когда резонанс утихнет, рука будет мыть руку и корпоративная солидарность победит справедливость.

Если министр внутренних дел может фактически восстать против депутатов, это означает, что мы живем в полицейском государстве

В любой цивилизованной стране в подобных случаях министр внутренних дел сам уходит в отставку. Это называется политическая ответственность. Но Аваков не просто не уходит - он в парламенте дерзко бросает в лицо депутатам: "Я не буду делать того, что вы хотите, я буду делать то, что должен делать". Он - политическая фигура, которую назначил на должность парламент. И поэтому его превосходство в отношении депутатов является, возможно, еще более опасным, чем все отдельные случаи полицейского насилия. Если министр внутренних дел может фактически восстать против депутатов, это означает, что мы живем в полицейском государстве. Аваков имеет больше власти, чем законодательный орган, который его назначает.

Он и дальше будет оставаться на посту министра?

- Все увидели, что в парламенте за увольнение министра внутренних дел готовы проголосовать лишь 55 депутатов (5 июня в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления об увольнении Арсена Авакова с должности министра внутренних дел. Документ подписали 55 народных депутатов. - Gazeta.ua). Верховная Рада неформально выразила ему вотум доверия. Это показывает, что парламент не осознает себя центром принятия решений. Он де-факто не является представительной властью, которой народ делегировал право управлять страной.

МВД - масштабная организация. Нацгвардия, пограничная служба, ДСНС подчинены Авакова. Если бы Зеленский действительно хотел поменять систему, должен искать другого человека. Арсен Борисович - министр уже в пятом правительстве. Верить, что он стремится и может реформировать полицию, это как надеяться, что автомобиль без колес когда-то поедет. К сожалению, президент не понимает, что Аваков копает ему политическую могилу.

Какие могут быть последствия для общества, когда не наказывают за резонансные преступления?

- Может быть общественная депрессия. Любой более активный, талантливый, умный пытаться уехать. Успешные люди нуждаются в свободе, они не могут эффективно самореализоваться в условиях полицейского государства. При таком варианте мы будем регрессировать у модели патерналистического общества, что четко разделено на господ и холопов.

Второй вариант - общество может взорваться. Несправедливость, отчаяние часто приводят к радикальным действиям. Яркий пример - Арабская весна. Уличный торговец в Тунисе от безнадежности совершил акт самосожжения и это привело к сносу десятку авторитарных режимов на Ближнем Востоке.

Мы - достаточно взрывная нация. Второй вариант является более реалистичным. В Америке одна смерть далеко не святого афроамериканца, вызванная немотивированным насилием со стороны местной полиции, подорвала всю страну. У нас для этого гораздо больше предпосылок. Когда вспыхивает восстание, коррумпированная полиция наименее эффективна. Потому что большинство полицейских служат за деньги, а не за совесть. Подыгрывая полицейскому насилию, Зеленский и Аваков провоцируют народ, испытывают терпение ветеранов - и это очень опасно как для них. Так и для государства в целом. У Авакова в подчинении около 300 000 человек. Население Украины минимум в сто раз больше. Среди этих лиц есть большая часть тех, кто воевал, умеет держать руках оружие. Сегодня нет лидеров, которые могли бы возглавить это восстание. Но наша история знает много примеров, когда украинцы противостояли гораздо более эффективным репрессивным машинам - Речи Посполитой, Российской империи, гитлеровской Германии и СССР. От Гонты и Холодного Яра до УПА и современных Майданов. Эти традиции укоренившиеся в крови. Если в Украине загорится, спецподразделения и бронетехника Авакова окажутся бессильными против народного гнева.

Полицейское государство всегда проигрывает ФСБешному

СБУ на днях объявила подозрение в умышленном убийстве активисту Сергею Стерненку. В 2018 году на него было совершено ряд нападений. Во время третьего, 24 мая, он смертельно ранил нападавшего. О чем свидетельствует это дело?

- Речь даже не о конкретном личность. Речь идет о принципе, имеет ли право человек защищать себя, когда нападающие угрожают ее жизни. Подозрение Стерненку показывает, что с точки зрения государства мы не должны надеяться на себя - только на официальных силовиков. Это очень опасная история. Украинец, который не имеет права защищать себя - это приглашение в Украину "русского мира". Эту страну в 2014 году спасли добровольцы. Тогда фактически не имели армии, милиция была деморализована. Тогда свободные люди сознательно взяли в руки оружие, волонтеры контрабандой завезли в Украину первые "броники" и кевларовые шлемы. Подрывая это козацкое начало свободного человека - рыцарско-земледельческое начало, по определению Липинского, - Авков и нынешняя власть ведут Украину к катастрофе. Полицейское государство всегда проигрывает ФСБешному. В России объективно гораздо больше ресурсов. Как только начинаем строить Украину по модели России, мы обречены на коллапс. Наша война не за то, чтобы построить маленький "русский мир" под желто-голубым флагом, а за то, чтобы наполнить украинский мир на кардинально иных ценностных основаниях: свободы, достоинства, сохранения разнообразия и ответственного гражданства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд над Стерненко собрался во второй раз (онлайн)

Почему Зеленский держится за Авакова?

- У них есть взаимозависимость. По всей влиятельности Авакова, он остается серым кардиналом. Никогда не станет диктатором, потому что его не любит народ. Общественное недоверие к нему превышает поддержку в несколько раз. Для Авакова Зеленский является легитиматором его позиции во властной конструкции. Действующий президент совершенно беспомощен в плане построения президентской вертикали. Он имеет фантастический рейтинг, но фактически не является главным в стране. Из-за политической неопытности главы государства Аваков использует Зеленского как хочет. Делает президента заложником в деле Шеремета, пугает праворадикалами, часть из которых он контролирует, а по слухам еще и финансово поддерживает, загоняет его в ложную дилемму: Аваков или хаос в стране. Поэтому они нуждаются друг в друге и понимают это. Но настоящим хозяином страны скорее является первый.

Протесты против преступных действий полиции происходят сейчас также в США из-за убийства афроамериканца Джорджа Флойда. Вы писали, что американские протесты стали лакмусовой бумажкой для нашего общества. Что именно они проявили?

- Для Америки эта проблема, возможно, еще более острая, чем для нас. Сама идея Соединенных Штатов заключается в конкурентности насилия. Частного, которое должно остановить не только преступника, но и в случае необходимости - коррумпированного милиционера. И полицейского насилия. В американской философии насилие не является абсолютным злом. Его просто надо уравновешивать другим насилием. Однако сегодня полиция перешла границы. Это привело к социальному взрыву. Это накапливалось годами. По статистике ежегодно полиция США убивает около 1100 человек. То есть где-то три человека в день. Это к тому же еще и расово концентрированное насилие. Афроамериканцы становятся его жертвами в пять раз чаще белых. Поэтому Штаты и взорвались.

Война с Россией убедила меня, что формула нашей победы "Все кто не против нас - все за нас", а не наоборот

Многие украинцы увидели в этих протестах прежде всего погромы и акты мародерства. Однако не стоит путать человека и его тень. Факты мародерства имеют место, но это, к сожалению, характерна ситуация для любых протестов. Во время Майдана, видимо, тоже кто-то грабил квартиры и похищал автомобили. В последней фазе протестов по Киеву слонялись стаи титушек, которых сдерживали только горожане, которые самоорганизовались в импровизированные дружины и взяли на себя функции охраны правопорядка. Я не встречал в СМИ ни одного сообщения о том, что те же люди, которые днем ​​ходят на протесты, ночью грабили магазины. Зато украинцы фактически повторяют нарратив российской пропаганды. Начиная тем, что Флойд был наркоманом и рецидивистом, а того его жизнь на самом деле "не стоит ничего". Заканчивая трактовкой протестов как мятежа мародеров. Говоря откровенно, большинство случаев мародерства выглядят как откровенная игра в поддавки. Магазины и бутики при необходимости могли бы нанять охранную фирму, которая ни в коем случае не позволила бы даже прикоснуться к товару невооруженным погромщикам. Однако гораздо проще получить страховое возмещение за него, чем долго и нудно продавать товар. Я не видел никакой информации, чтобы мародеры ворвались в чью-то частную квартиру. Что только подтверждает мою подозрение про "взаимовыгодных характер" погромов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В США полицейские застрелили афроамериканца

Очень странно, когда участники и сторонники Майдана не видят сходства нашего восстания 2013-14 годов с тем, что сейчас происходит в Штатах. Главным триггером в обоих случаях выступило похожее событие. Полиция откровенно превысила не только свои полномочия, но и здравый смысл и прибегла к немотивированному насилию. Имея такой конгениальный опыт, мы почему-то не всегда сочувствуем афроамериканцам, история угнетения и стигматизации которых еще трагичнее в истории угнетения украинцев. К сожалению, мы часто видим американские события через очки российской пропаганды.

Чем это опасно?

- Жаль, что нередко украинцы, которые считают себя патриотами, представляют идеальное государство как маленький "русский мир". Все говорят на украинском, повсюду развеваются желто-голубые флаги, везде портреты Степана Бандеры, но нет свободы, государство доминирует над человеком, а обществом движет ненависть, а не любовь. Это борьба не за права и свободы - извечные вольности, по словам казацких летописей, - а за то, кто будет собирать коррупционную ренту и эксплуатировать природные ресурсы этой земли. Я верю, что наша война за ценности свободы, достоинства и инклюзивности. Когда украинцем может быть этнический венгр, грузин, чеченец. Война с Россией убедила меня, что формула нашей победы "Все кто не против нас - все за нас", а не наоборот.

Сейчас вы читаете новость «Если не изменим правоохранительную систему, Украину ждет судьба Донбасса». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі