Кризис доверия, отсутствие собственной заинтересованности в том, что делаешь и молодая экономика, которая еще не успела развиться. Вот основные факторы, тормозящие развитие украинского бизнеса.
Об этом рассказал экономист, системный исследователь украинского бизнеса Игорь Гут в интервью журналу "Країна".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Инвестор спрашивает, сколько зарплата? Говорю, 80 евро, и уточняю: в месяц" - Матис
"Мы - молодая экономика, средний бизнес еще не успели создать. Имели много возможностей, но энергия шла не туда. У нас есть большая составляющая, которую называем бизнесом. Но это не бизнес, а "решалово". Эти люди зарабатывали на близости к власти и бюджету. Это были не рыночные, не конкурентные условия", - рассказывает он.
Европейцы идут в бизнес, чтобы самореализоваться, украинцы - чтобы заработать. Имея определенную сумму - теряют интерес к тому, чем занимаются.
"Вторая причина - ментальная. В 1990-е и в начале 2000-х основной мотивацией идти в бизнес были деньги. Чтобы купить машину, квартиру. В развитом мире - противоположная ситуация. Менеджер может заработать больше, чем предприниматель. Там мало людей, которых мотивируют прежде всего деньги. Для них главное - самореализация, интересная жизнь. Украинцы не создавали бизнес в сферах, близких к их ценностей, взглядов. Построили компании, в которых работают сотни людей, но это не делает владельцев счастливыми. Один мой знакомый говорит: "Я только проснулся - уже должен зарплату, налоги, поставщикам. Вроде владелец, все мне завидуют, но мне самому уже неинтересно". Таких много. Им по 40-50 лет, и они уже не знают, куда двигаться", - говорит он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Деньги в чемоданах чиновникам большой бизнес уже не носит - экономист
По мнению исследователя, серьезной проблемой для развития бизнеса является кризис доверия.
"Если хочешь расширить компанию, этого не сделаешь сам. Почему дорастают до трех-пяти миллионов и останавливаются? В условиях кризиса доверия каждый владелец пытается все контролировать. Чтобы расти, надо отпускать, делегировать полномочия, доверять. В какой-то момент владелец понимает, что делегировать некому. А если не дают возможности, команда не появляется. Риски можно разделить с партнером, он привнесет новую компетенцию, технологии, связи. Но украинские компании часто погибают из-за конфликтов между компаньонами. Образуется культура, партнер - это плохо. Для масштабирования нужны деньги. Самое простое - обратиться в банк. Нужно ему доверять, а он должен верить тебе. Для этого надо быть "белой" компанией. Наш бизнес этого не понимает", - отметил он.
Большое интервью с Игорем Гутом читайте в журнале "Країна" от 7 марта.
Комментарии