10 марта в прошлом году заповедник "Киево-Печерская Лавра" в одностороннем порядке расторг договор аренды территорий и зданий комплекса со Свято-Успенским монастырем РПЦ в Украине. Причиной указали нарушения условий договора со стороны церковников, обнаруженных во время проверки.
Монахи РПЦ должны были покинуть святыню в течение двух недель. Однако часть монахов все еще продолжают проживать в некоторых зданиях Лавры и отказываются их покинуть. В других корпусах проживают монахи Православной церкви Украины. Еще более десяти помещений - опечатаны. За право проживать у них до сих пор продолжаются суды между РПЦ и ПЦУ.
Как живет Лавра сейчас и какие истории о русских монахах рассказывают служители ПЦУ, читайте в репортаже Gazeta.ua.
ОПЕЧАТАННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
- Трудно назвать жизнь спокойной, когда служишь в домовом храме или завтракаешь - и слышишь взрывы. Но ко всему привыкаешь, - рассказывает по дороге к своему корпусу служитель Киево-Печерской лавры игумен Василий. Его густые черные волосы аккуратно зачесаны на бок, глаза прикрывают от солнца темные очки.
Монах встречает у входа на территорию Нижней лавры. Проезд закрыт шлагбаумом, рядом дежурят правоохранители. Доступ для посетителей закрыл заповедник "Киево-Печерская лавра" 10 августа 2023 года. Отец Василий объясняет: "Чтобы не было провокаций". Запрет не касается священников, монахов и работников обители.
В марте 2023 года Национальный заповедник "Киево-Печерская лавра" расторг договор с РПЦ в Украине о безвозмездном пользовании лаврой в Киеве, поэтому монахи вынуждены были покинуть монастырь и все здания. В августе Хозяйственный суд Киева обязал русскую церковь вернуть заповеднику 79 объектов из Нижней лавры. Однако представители РПЦвУ в настоящее время обжалуют эти решения в апелляционных инстанциях.
До сих пор не все корпуса лавры подчиняются ПЦУ. Более десяти помещений будут опечатаны, пока продолжаются судебные процессы.
Ранее на территории проживало более 200 монахов московского патриархата. Сейчас здесь их осталось не больше 40. Они пока не торопятся переходить в ПЦУ.
- И не хотят покидать территорию Киево-Печерской лавры. Мы здесь ходим как соседи и слышим их разговоры. Иногда создается впечатление, что они ждут чего-то. Говорят часто неприятные вещи, но не хочу пересказывать эти слова, - говорит отец Василий. - Я с ними так тесно не общаюсь, поэтому не знаю, почему отказываются переходить. У каждого ситуация разная. Надо понимать, что их так воспитывали.
Некоторые монахи РПЦвУ в лавре поздравляются со служителями украинской церкви. Однако есть те, кто может говорить в спину оскорбительным словам, признается отец.
Надо понимать, что их так воспитывали
- Я реагирую на это спокойно и с какой-то долей иронии, потому что не могу слишком близко принимать такое к сердцу. Зная, как они общаются с моими собратьями, со мной, с владыкой-наместником - не звучало никакой логической и конкретной причины, почему они не хотят переходить в ПЦУ. Звучало что-то похожее: "Лучше спиться, стать наркоманом, но не присоединиться к вам" или "Не на часі". Я не знаю, чего они ждут.
Когда человек становится монахом, то должен отречься от всего движимого и недвижимого имущества. В обширной монастырской семье - все имущество общее, кроме некоторых личных вещей, но по благословению настоятеля, объясняет игумен Василий. И добавляет, что некоторые служители русской церкви смогли приобрести себе благодаря зажиточным прихожанам автомобили, дорогую брендовую одежду или жилье.
- Большинство служителей московского патриархата выехали из лавры и сейчас скитаются по Украине или за границей. Некоторые находятся в России или отдыхают в тёплых краях… Или перешли в другие епархии и монастыри. Некоторые из них на интервью говорили, что они бездомные и не имеют жилья. Эти слова нужно делить минимум пополам. Есть добросовестные монахи, конечно. Но есть и живущие, как маленькие олигархи.
Отец рассказывает, что русские монахи живут и совершают свое служение в отдельности. Священники Православной церкви Украины с ними почти не общаются.
- Они проводят службу в Крестовоздвиженском соборе и храме Агапита. Мы - на верхней Лавре в домовом, - говорит Василий по дороге в бывшую резиденцию митрополита РПЦ в Украине Онуфрия. Справа - кирпичное двухэтажное здание с большими окнами. - Это корпус 70А - во времена УПЦ МП здесь были административные помещения от митрополии. Там внутри приёмная и кабинеты.
ПРОПАВШИЕ ФРЕССКИ И РЕЗИДЕНЦИЯ ОНУФРИЯ
В бывшей резиденции киевских митрополитов Владимира Сабодана и Онуфрия сейчас живут монахи ПЦУ. Здание расположено на небольшом ухоженном дворе. Изысканный корпус имеет два этажа, красный кирпич фасадов ярко контрастирует с белыми швами и оконными рамами из лепнины. Под балконом - массивные колонны.
- ПЦУ пользуется только этим корпусом. Часть корпусов освобождены и относятся к заповеднику, в частности Верхняя лавра. Другие же - принадлежат УПЦ, - говорит служитель. - В освобожденных корпусах находили русскую литературу, но преимущественно церковную. Однако в ней все заточено под политическую повестку дня. То есть в этой церковной литературе, как двуглавый орёл, заложен двойной смысл. Даже богослужебно есть некоторые странные вещи. Например, мысль о общих святых, не имеющих ничего общего с Украиной и которых трудно назвать "святыми". Как Александр Невский. Мы точно не знаем до сих пор, был ли этот персонаж таким, как его описывали.
За зданием ревет газонокосилка. Раскаленный воздух сладко пахнет срезанной травой и розами, цветущими на клумбах вокруг. На окнах установлена железная решетка. Вход в корпус с противоположной стороны - в тени. К крыльцу ведет лестница с багровым ковром. По обе стороны растут зеленые туи, стоят вазоны. Отец Василий приглашает внутрь и открывает массивную дверь с церковным крестом магнитным ключом.
- Если Владимир Сабодан был здесь относительно постоянно, то Онуфрий почти не проживал в корпусе. Это была такая формальная резиденция, куда он приезжал несколько раз в году, - говорит игумен. - Это здание возвели еще в советский период. Тогда здесь был детский сад.
Когда лавра была возвращена в подчинение государству, в резиденции поселились служители ПЦУ. Сейчас в кельях обитает около десяти монахов и священников. В коридоре слева от входа стоит своеобразная рецепция со столешницей из натурального камня.
- Этот корпус был более 30 лет административным, поэтому здесь осталась стойка, - говорит отец. - Когда сюда приехал уже как хозяин митрополит Онуфрий, здесь сделали капитальный ремонт и достроили третий этаж. Некоторые вещи просто отсюда выбросили, в частности, иконостас из домового храма. Я не знаю, с какой мотивацией они это сделали. Сейчас он хранится в музее митрополита Владимира в храме на Теремках.
Кто-то чудом сохранил эти фрески в 1960 годах, а сейчас кто-то их забрал
Под стеной напротив двери разместили детские шкафчики для вещей. В бывшей приемной митрополита сейчас открыли воскресную школу. На первом этаже также есть трапезная с кухней и туалет. Стены и потолок украшены лепниной с золотым орнаментом.
Люстры и бра, сверкающие на свете, и другую отделку повесили уже новые жители резиденции. Представители так называемого московского патриархата вывезли из здания все вещи, в том числе иконы, технику, картины, убранство и даже мебель. Внизу стены обиты красным деревом.
- Корпуса нижней лавры после освобождения были в удовлетворительном состоянии, потому что в них постоянно жили монахи. Я надеюсь, что ничего ценного, с исторической точки зрения, не было отсюда увезено. Но мы знаем, что 30 лет люди жертвовали на нужды лавры, а не лично Павлу. И сейчас мы видим, идя по галерее от ближних до дальних пещер, что все иконы оттуда сняли. Часть фресок от сорванного Успенского собора, помещенных в киоты как иконы и выставляемых в храме, также исчезла. То есть, кто-то чудом сохранил эти фрески в 1960 годах, а сейчас кто-то их забрал.
ДЕНЬ МОНАХА
На второй этаж к домовому храму и комнатам монахов ведет светлая лестница - тоже изготовлена из натурального камня. Отец рассказывает, что сам родом из Ивано-Франковска. С детства мечтал стать священником. В Киево-Печерской лавре - с сентября прошлого года. До этого служил в разных странах мира. Когда Россия начала полномасштабное вторжение, Василий решил вернуться в Украину.
- Не знаю, как проходят дни монахов в других монастырях, но в лавре все очень насыщенно, - смеется игумен. - Последний выходной у меня был в сентябре прошлого года. Лавра это достаточно масштабный объект.
В домовом храме стены расписаны ликами святых. Яркий свет пробивается в арочные маленькие окна. Пол устлан паркетом, в центре под купольным потолком лежит красный ковер с растительным орнаментом. Когда монахи РПЦвУ покидали обитель, забрали все вещи даже из домового храма резиденции. Сейчас служители украинской церкви самостоятельно обустроили помещение для богослужений.
Трапезная расположена слева от входа в здание. В небольшой комнате поставили длинный деревянный стол. На нем стоят стаканы, белые тарелки, салфетки, сахар и тарелка с печеньем.
Отец Василий просыпается около пяти часов. Каждое утро монахи совершают Божественную литургию, а затем все вместе завтракают. Готовят работники кухни - это обычная домашняя еда, говорит игумен.
- Однако иногда рацион меняется, учитывая церковный календарь и пост, - замечает он. - У каждого есть свое послушание - это как работа в лавре. Кто-то работает в воскресной школе, учит детей, кому-то поручают встречаться с журналистами или гостями. Также тесно сотрудничаем с военными - проводим для них богослужения, встречи, помогаем восстановиться. Некоторые священники преподают в церковных учебных заведениях или переводят богослужебную литературу. Есть у нас и бытовые дела, например, уборка территории.
Далее монахи идут на общий обед и снова идут выполнять послушания. Вечером проводят общий ужин и богослужение. В воскресенье и праздничные дни утра богослужения совершаются в соборе, а уже тогда - обед.
- У меня здесь своя келья с небольшим окном. Зимой там тепло, а летом прохладно. Стоят книжные стеллажи, кровать и еще кое-какая мебель. Также есть отдельный душ и туалет, - рассказывает отец Василий.
ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА
На улицах монастыря редко встречаем монахов. Проходим пещеры, которые до сих пор подчиняются русской церкви. Вход в них ограничили даже служителям ПЦУ.
- Все посетители спрашивают, когда можно будет туда попасть, - говорит игумен. - В пещерах ничего не изменилось, там до сих пор покоятся наши преподобные. Представители УПЦ говорят, что закрыли их на ремонт, поэтому доступ ограничен. Хотя мы знаем, что раньше все ремонтные работы проводились вечером, чтобы днем в пещеры могли попасть верующие. Это ложная причина, чтобы не пускать посетителей или наших военных в сопровождении капелланов. Хотя юридически они принадлежат заповеднику.
В монастыре не работают магазины. На территории лавры функционируют музеи, в частности, книгопечатания и драгоценностей Украины, где хранят возвращенное недавно скифское золото.
Ко входу на территорию нижней лавры и сейчас часто приходят верующие РПЦвУ. Проводят так называемые "молитвенные стояния". Однако большинство из тех, кто ежедневно виден у шлагбаума, не живет в Киеве, говорит отец Василий.
Монахи УПЦ часто пренебрегали тем, что присуще украинской церковной традиции
- С утра до вечера. Где они живут и за какие средства питаются? - риторически спрашивает монах. - Раньше некоторым верующим разрешали жить в корпусах, и сейчас почему-то такие случаи бывают. Хотя должна жить только братия. В некоторых освобожденных помещениях лавры удивлял беспорядок, который там царил. То есть когда кто-то живет в роскоши с хорошей мебелью, как олигархи, а некоторые монахи - в ужасных условиях и элементарно не могут убрать. Удивляла полярность между людьми, живущими в одном сообществе. Если настоятель не следит за тем, как живут монахи, возникают определенные вопросы.
Проходим корпуса монахов РПЦвУ. Служители занимаются повседневными делами - носят воду, убирают. Из окон кухонь доносится запах вареного картофеля. На нас смотрят с недоверием, отводят глаза и не здороваются.
- Они общались не только на русском. Некоторые разговаривали и на украинском, но проповедовали на русском. Монахи УПЦ часто пренебрегали тем, что присуще украинской церковной традиции только потому, что "мы один народ" или "на небе нет национальности". Это о многом говорит. Противоречивые настроения прихожан УПЦ появились в результате этих нарративов, звучавших во время проповедей. Часто в храмах на Западе Украины, например, верующие просили священников проводить богослужение на церковно-славянском языке, но с украинским изводом (произношением). На это получали отказ.
- Стоит ли убеждать прихожан, которые до сих пор защищают московскую церковь? - спрашиваем.
- С одной стороны им изрядно промыли мозги и это уже чем-то похоже на тоталитарную секту. Однако вдруг удастся достучаться, потому что вода точит камень? - отвечает отец Василий. - Человек, который ищет истину, обязательно ее найдет.
ВОЗМОЖНЫ ПРОВОКАЦИИ
Подходим к памятной плите с изображением преподобных Антония и Феодосия - основателей Киево-Печерской лавры. Ее установили в честь тысячелетия со дня Крещения Руси в 1988 году.
- Ее освящал митрополит Киевский и всея Украины блаженнейший Филарет, - рассказывает Василий. - Сегодня служители УПЦ называют его раскольником. Но так как эту плиту никуда не могли 30 лет снести, то сюда всегда ставили вазу с цветами, чтобы имени Филарета внизу не было видно.
Игумен признается, что хотел видеть на территории монастыря посетителей. Но ограничение заповедник сможет снять только тогда, когда завершатся судебные процессы. Каждый день в Успенский собор приходят военные - помолиться. Также в лавру приезжают капелланы или священники из разных уголков Украины. Киево-Печерская лавра является форпостом, передовой духовного фронта Украины, говорит.
- Если будет свободный вход, возможны провокации. Или некоторым это развяжет руки, чтобы вывозить все или ввезти сюда запрещенные вещи, - рассуждает монах. - У нас здесь как "замороженный конфликт", потому что ажиотаж и любопытство вокруг лавры погасли. Однако от нас зависит, что будет в головах и сердцах наших граждан. Я сомневаюсь в средствах, которые могли присылать отсюда в Москву. Но из лавры туда передавали информацию о настроениях граждан и некоторых людей в частности. Также и сюда поступали инструкции - как вести себя, что говорить и какие делать заявления и т.д.
Садимся в тени напротив храма "Живоносный источник". Сейчас туда можно зайти с противоположной стороны и посетить воскресное или праздничное богослужение.
- На вас будут, конечно, смотреть искоса. Могут священнослужители спросить: "В какой храм вы ходили?". Будут звучать наводящие вопросы, чтобы четко понять, чей ты, - с иронией говорит отец Василий.
Слева на возвышении стоит келья бывшего настоятеля лавры митрополита Павла. Дом с несколькими этажами с фасадами белого цвета. На балконах с деревянными перилами возвышаются узкие колонны. Из террас и окон там открывается живописный вид на склоны Днепра.
- Украинцам нужно всегда помнить, никогда не опускать рук и работать на победу, - говорит напоследок монах. - Я не знаю, когда завершится война. Но точно сейчас каждый должен делать все возможное ради этого.
Обеденное солнце жжет в затылок и слепит глаза. Отец Василий ведет по склонам обители в Верхнюю лавру. Рассказывает по дороге историю зданий и о том, какие музеи сегодня открыты. И добавляет: "Казалось бы, мы находимся в центре Киева, а здесь - настолько тихо и уютно".
Комментарии
2