Передо мной — список людей, умерших в первой половине 1933 года в моем селе Сулимовка Яготинского района на Киевщине. Его в 1980-х составляли по памяти двое людей, переживших Большой Голод, — Вера Кирилловна Михлик и Степан Дмитриевич Бусло, ныне покойные. Они пишут, что хлеб из села государство забрало еще с осени 1932-го, но оставались капуста, свекла. Массово умирать люди начали ранней весной 1933-го и мерли до жатвы.
Список неполный — 610 имен людей в возрасте от года до 75. Село под немецкой оккупацией не потеряло ни души, а на фронте погибло 200 человек. Следовательно, на войне — втрое меньше...
Той весной часто шли дожди, на огородах стояла вода, квакали лягушки. Пели ли соловьи, куковали ли кукушки — мемуаристы вспомнить не могут: "Наверно, куковали, потому что у них голода не было, но мы не слышали, как они куковали, потому что нам было безразлично".
А в конце как будто наивные строки: "Мы дожили до светлого времени, у нас есть разные хлебные изделия, которых хватает вволю. Ой, чтобы встали те люди, которые тогда умерли, то они бы подумали, что это рай на земле!".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Канаде издали англоязычную "Хрестоматию Голодомора"
Кто пережил ад, для того рай — это всего лишь хлеб, и больше ничего.
"В отношении трудящихся единоличников и колхозников, изобличенных в хищении колхозного имущества и хлеба, должны применяться десятилетнее лишение свободы" (постановление Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года об охране государственного имущества)
P.S. Перепись населения 1926 года зафиксировала в СССР 31 194 976 украинцев. Следующая — 1937-го — 26 421 212. То есть, за 11 лет нас стало меньше на 4 773 764. Более точной статистики мертвых и нерожденных в то страшное десятилетие пока что нет.
Фото: ЦГ КФФА Украины
им. Г. Пшеничного
Комментарии
46