среда, 09 октября 2013 12:25

"Стиль дома исполнен как бы для прославления малороссов"
9

"Проект фасада здания Полтавской Губернское земской управы"
Чертеж лицевого фасада, подаренный В.Г. Кричевский
М.В. Лысенко, 1903 г.
Фото: Фото: lluvia-ol.livejournal.com

В Полтаву на празднование 200-летия победы над шведами летом 1909-го прибыл император Николай II. С обеих сторон улиц, по которым он должен был проехать по заранее определенному маршруту, поставили празднично одетых горожан. Царь пожелал осмотреть новое сооружение Полтавского земства, построенное в украинском стиле за год до этого. Задержал взгляд на гербах уездов Полтавщины, которыми был украшен фасад. Внимательно прочел надписи под ними.

— Стиль дома исполнен как бы для прославления малороссов и их истории, что крайне недопустимо и вредно для государства, — резюмировал император.

В Российской империи земства — выборные органы местного самоуправления — отвечали за образование, здравоохранение, строительство дорог и жизни губернии в целом. Раз в году происходили съезды губернских депутатов.

В Полтаве в конце ХІХ ст. старый дом губернского земства стал тесен. Поэтому в конце 1902 года утвердили представленный земским архитектором Александром Ширшовым проект дома в стиле французского ренессанса. Вскоре тот поссорился со своим начальством и ушел со службы. Тогда из Киева пригласили модного в те времени академика архитектуры Владимира Николаева. Весной 1903-го проект Ширшова с декорацией переднего фасада Николаева — во французском стиле — земцы показали авторитетному художнику Сергею Васильковскому.

— Что вы делаете? — возмутился тот. — Вы представители одной из типичных украинских губерний. В ваших руках деньги, вы хотите строить дом, который должен обслуживать народные потребности, — и что же вы строите? Разве сие ратуша, да еще и украинская ратуша? Сие же клуб, "загонный ресторан" — все, что вы хотите, только не ратуша. Зачем же строить такую вещь, посмотрев на которую, никто не скажет, что оно такое? А где же вы дели историю Украины, ее художественное творчество, которое именно здесь, на широком масштабе, и можно было бы проявить в полной силе?

Между тем рабочие разобрали старый земский дом, вырыли котлован под фундамент и достроили стены до подоконников первого этажа. Но в начале лета 1903-го строительство приостановили. На страницах местной газеты "Полтавский вестник" разворачивается обсуждение проекта. В июне в газете "Полтавский вестник" один из корреспондентов советует оформить фасад "в стиле южнорусского творчества". На это черносотенная газета "Киевлянин" поострила, что известен лишь один образец украинского архитектурного стиля — соломенный курень на бахче.

Но руководителей Полтавского губернского земства идея заинтересовала. К художнику из Миргорода Афанасию Сластену, горячо отстаивающему в прессе украинский стиль земства, через газету "Полтавский вестник" обращается глава строительной комиссии земской управы. Сообщает, что на 23 июня назначено заседание комиссии, которая рассмотрит проекты фасада земского дома. И просит, чтобы представили "до той поры в губернскую управу свои начертания и конкретно выразили в них симпатичную идею, так горячо Вами поддерживаемую". Сластен отписывает: "Я видел в Харькове у одного талантливого художника-архитектора приготовленный к 23 июня целый сложный проект в южнорусском стиле".

Архитектором этим был 30-летний Василий Кричевский. В сжатые сроки он создает эскиз оформления фасада и подает на конкурс в Полтаве. Кроме него, рассматривают еще семь проектов. "Горластые люди были против проекта в украинском стиле, но когда дошло до критики и спора, то я увидел, что кое-кто колеблется, — писал в письме к писателю Борису Гринченко через три дня после конкурса Афанасий Сластен. — Давая свои объяснения, я начал горячо защищать проект господина Кричевского, и после трех часов потасовки назначили голосование. К превеликому удивлению вышло, что 8 голосов были за проект и только 2 против него!"

Крыша дома должна была быть высокой, как в классических украинских домах, и покрыта глазурованной зелено-голубой черепицей. Для внешних стен нужен был специальный облицовочный кирпич с отделкой цветными узорами. В Российской империи не выпускали ни такой черепицы, ни кирпича. Везти же из-за границы было слишком дорого. Проблему помог решить керамист Петр Ваулин, работавший преподавателем Миргородской художественно-промышленной школы. Под его руководством в Опышном для земского дома изготовили 24 458 глазурованных плиток для интерьеров, 15 майоликовых (глазированных) гербов уездов Полтавщины, которые разместили на фасаде, а также 12 майоликовых панно. Мастера черепичного завода в Малых Будищах сделали 70 тыс. черепицы. Бывшие воспитанники Миргородской художественно-промышленной школы в Опышном отлили 39 тыс. плиток белого, синего и зеленого цветов для сеней, вестибюля и зала для общих заседаний.

Земский дом в Полтаве освятили 14 октября 1908 года, на Покрову. "Внутри дома нет ни одного места на стене, на потолке, где бы ни красовался прекрасный украинский орнамент, нарисованный или вырезанный, — увлекался корреспондент тогдашнего журнала "Рідний край" после открытия здания. — Все, что только есть в том доме, — начиная от мелочей, какой-то малейшей мисочки, и до самого крупного, — носит на себе выразительный признак украинского искусства".

— Дом как гром! — воскликнул художник Сергей Васильковский, участвовавший в его отделке.

Восьмеро спасителей музея немцы живьем бросили в огонь

Когда построили новый дом Полтавского земства, на его третьем этаже разместили этнографическую и краеведческую экспозиции. В 1920-ом в здании торжественно открыли Центральный пролетарский музей Полтавщины.

С первых дней после нападения Германии на Советский Союз экспонаты музея начали вывозить на восток — в Уфу, Красноярск, Свердловск, Тюмень. Оставшееся разграбили или уничтожили немцы, вошедшие в Полтаву в сентябре 1941 года. Мебелью, скульптурами и картинами из музея украшали свои комнаты функционеры оккупационной власти, вывозили в Германию.

21 сентября 1943-го, когда к городу подступали советские войска, 40 немецких солдат ворвались в музей. Залы облили бензином и подожгли. За день 21-го и ночь на 22 сентября сгорели третий и второй этажи. На следующее утро еще один отряд немцев облил бензином и поджег подвалы. Температура была настолько высокой, что потрескались гранитные стены фундамента. На следующий день в Полтаву вошли советские войска. Возле музея лежало восемь обгоревших трупов — шестерых мужчин, молодой женщины и 10-летней девочки. Полтавчане рассказали, что люди пытались потушить пожар. За это разозлившиеся немцы кинули их живьем в огонь.

Возобновляли и реставрировали дом почти два десятилетия. При этом внесли некоторые изменения в оформление фасадов и интерьеров. Высокие крыши изначально были покрыты голубо-зеленой глазурованной черепицей, в советские времена — красной. Сегодня Полтавский краеведческий музей — один из крупнейших в Украине.

Сейчас вы читаете новость «"Стиль дома исполнен как бы для прославления малороссов"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі