?21 ноября Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины отметил знаменательное событие - передачу на хранение архиву личных документов выдающегося композитора Михаила Вериковского.
Имя Михаила Вериковского для украинской истории и искусства особенно значимое, поскольку его авторству принадлежит первый украинский балет - "Пан Канёвский" ("Бондаривна"), 1930 г., и первая украинская оратория - "Дума о девке-пленнице Марусе Богуславке", 1923 г.
Среди многочисленных разножанровых произведений композитора есть и те, которые считаются шедеврами мировой музыки, в частности симфоническая поэма "Монах" ("Чернець") и опера "Наймычка", 1943 г.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Жена уговаривает меня стать попом"
Нотные рукописи представляют наибольшую часть фондов композитора (676 дел). Среди них есть рукописи и черновики упомянутых балета и оратории.
Официально передал документы Вериковского его зять, режиссер Эдуард Митницкий. Он признался, что не ожидал от себя такого волнения в этот день.
"Он умел любить. Больше всего, как я теперь понимаю, он любил свою родину", - так говорит о Вериковском зять.
Михаил Вериковский никогда не был членом КПСС, а во время пика коммунистического режима он работал, преимущественно как хоровик.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Во Львове впервые сыграли "Рок-симфонию"
Эдуард Митницкий вспомнил случай, который как нельзя лучше характеризует его тестя:
Когда в Украине в 1947 году назначили Кагановича секретарем ЦК, он собрал интеллигенцию и в своем выступлении заметил, что "вы, товарищ Рыльский, хоть и пишете стихи о товарище Сталине, но в душе по прежнему петлюровец". Наступила тишина, трагическая пауза. В эту паузу поднимается Максим Тадеевич и выходит из зала. Эта трагическая пауза превратилась в супертрагическую, потому никто не знал что ждет его за дверью, потому что все знали, что Каганович был "крутой мужичишка". Следующей была просто обморочная пауза - поднимается Михаил Иванович и идет за Рыльским. Самое парадоксальное, что никаких репрессий не последовало. Каганович был хоть и крутого характера человек, но видимо умишко сработало".
10 лет Митницкий прожил с композитором в одной квартире. По его словам, сейчас он жалеет, что в свое время не понимал всех разговоров, которые происходили дома.
"Теперь я жалею, что не записывал эти разговоры слово в слово. В частности фразу Максима Рыльского"Ничего у нас не будет - мы не умеем жертвовать". Но сегодня я понимаю это выражение - нас много, но мы раздельно и каждый делает все, что захочет", - сообщил режиссер.
В передаче документов архиву также приняли участие Иван Гамкало, дирижер, руководивший последней премьерой оперы "Наймычка", преподаватели и сотрудники музыкальной школы, носящей имя Вериковского, музыковеды.
В конце слушатели имели возможность послушать вокальные произведения Михаила Вериковского в исполнении учеников и студентов.?
Комментарии
2