суббота, 26 апреля 2014 22:09

Продавали радиационные авто, золото и ценности: говорят свидетели Чернобыля
8

Фото: Николай МАРЧЕНКО

Сегодня в курортном Миргороде провели митинг-реквием и чествовали участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Проводят его в сквере героев Чернобыля.

"Те мужчины, которые сейчас стоят возле этого памятника, даже представить не могли, в какой бой им придется вступить. Ведь советская пропаганда не говорила ни о двухстах тоннах ядерного топлива, которое находилось в том реакторе, который взорвался, ни о том, что пожар удалось потушить лишь через две недели. А те ребята, которые это сделали, вскоре умерли. К ним даже врачи боялись подойти, потому что они сами светились как реактор. В далеком 1986 году моя воинская часть стояла у границы с Австрией. Помню ночью 26 апреля по тревоге подняли взвод химической разведки. И когда эти ребята через сутки вернулись в казармы, то шепотом рассказывали, что дозиметры просто зашкаливали. Представьте, что за две тысячи километров от Украины, от Чернобыля дозиметры работали как в зоне реактора, - говорит председатель Миргородской районного совета Анатолий Карбан.

Рассказывает, парижанам сразу запретили открывать форточки и обязали французов пить молоко с йодом, чтобы уберечь щитовидную. В швейцарских Альпах появились ограждения с черно-желтых лент с надписью: "Опасно! Радиация". И в то же время наши ребята с минимальной защитой, иногда в одних респираторах и голыми руками должны были ликвидировать аварию, которую назвали техногенной. Но став защищать свои семьи, свою Миргородщину, эти герои даже не догадывались, что защищают весь мир.

По окончании митинга люди кладут цветы к памятнику погибшим при ликвидации аварии на ЧАЭС. Далее чернобыльцы фотографируются на память и делятся воспоминаниями.

"Мы в Киеве имели двухкомнатную квартиру. Как военный человек я принимал участие в ликвидации аварии. Помню была буря. Вплоть пыль серая стояла в квартире. И облака какие-то уж седые несло. Так было с неделю. А потом стало жарко, нигде ни облачка. Видно из самолетов разбивали облака, чтобы не несло на Киев радиации. Первые дни столпотворение. Вокзалы переполнены. А потом Киев стоял мертвый, как в блокадном Ленинграде. Нигде ни души. В каждом магазине на входе по 2 ряда пленки. Между ними коврик и на него все время течет вода из трубы. К домам тоже попроводили системы орошения. У домов, подъездов постоянно шла вода. Так сбивали пыль. Только осенью воду отключили",- вспоминает Петр Коваленко.

Говорит, фрукты завораживали. Клубника - одна ягода до ста грамм. Так и просилась в рот. Кормили хорошо. Много соков, овощей, фруктов давали. Хлеб как подавали, то корки обрезали. Постоянно на столах стояли очищенные чеснок и лук. Их рекомендовали есть побольше.

"Было, искали начальника станции. Подъехали под самый реактор. Едем обратно, а машину не выпускают, радиация зашкаливает. Представляете, сколько я тогда хапнул. Нас выпустили, а машину оставили. А машина же новая. Поставили в бокс, потому что ездить на ней нельзя. Один начальник сделал как-то там документы и потом эту "Волгу" продал. А на такой машине полгода поездишь и можешь заказывать гроб с музыкой. Через Чернобыль прошло более полумиллиона человек. Всякое бывало. Кто выполнял свой долг, а кто мародерствовал, наживался на других. Сначала, чтобы обыск на выезде из зоны делали - то такого не было. Рвануло же перед майскими праздниками. Из Припяти многие поехали в гости к родне. То их обратно уже не пускали. А в квартирах же остались и ценности, и деньги, и различная радиоаппаратура. Куда они потом попали - один Бог знает", - объясняет.

Сейчас вы читаете новость «Продавали радиационные авто, золото и ценности: говорят свидетели Чернобыля». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі