понедельник, 04 сентября 2023 12:19

Лечение болезни - это преступление: три важные вещи про Антонена Арто

"Зритель должен быть уверен, что мы способны заставить его закричать", - говорил создатель концепции "Театра жестокости" Антонен Арто. Родился 4 сентября 1896-го в Марселе, на юге Франции. Во время Второй мировой войны похудел до 52 кг и потерял почти все зубы.

Арто, через призму самопознания, пытался изменить европейское искусство. Но его поиски идей и средств выражения всегда заканчивались крахом. Три вещи, которые надо знать о реформаторе театра, раскрывает координатор proto produkciia Владимир Бурковец.

Сумасшествие: бытовое и театральное

В 19 лет впервые испытал приступ душевной болезни, которая не покинула его до конца жизни. Через год начинает видеть видения и слышит голоса. С тех пор регулярно употребляет наркотики. Всего в психиатрическом приюте провел 8 лет и 8 месяцев. Почти половину его произведений написал после принудительной госпитализации.

Автор: wikimedia.org
  Антонен Арто - французский писатель, драматург, реформатор театра, актер, поэт, эссеист
Антонен Арто - французский писатель, драматург, реформатор театра, актер, поэт, эссеист

Театральное безумие Арто базировалось на двух вещах: двойниках и бреде. Считал, что психика человека раздвоена, а мозг находится в постоянном "склеивании" своей идентичности. Первое "Я" - это собственно мы сами, с набором переживаний и ощущений. Второе - это то, что описывает первое и дает взгляд извне. Французский психоаналитик Жак Лакан иллюстрирует это метафорой зеркала. В нем есть "я" как отражение на поверхности, и "я", которое на него смотрит.

"Лечение болезни - это преступление", - говорил Арто и отказывался от сеансов психоанализа. Объяснял, что таким образом избегает попыток втиснуть сознание в какую-то форму. Благодаря этому он видел театр и тело в нем под совершенно другим углом, как изуродованное, разрушенное, но способное возродиться из обломков.

В финале такая стратегия окончательно лишила Антонена разума. Он знал об этом, и сознательно принес жертву театру. "Знаете ли вы, что, открыв вам все это, я, возможно, убил себя", - резюмировал в Брюсселе. Приехал туда весной 1937, чтобы рассказать о мескалиновом трипе в Мексиканской пустыне. Вместо этого выйдя на сцену, стал говорить о влиянии онанизма на жизнь иезуитов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рада испугалась штурма и согласилась заседать под "бандеровским" флагом

Биограф Стивен Барбер писал, что свое тело и психику он превратил в инструмент исследования и в конце концов этот инструмент не выдержал напряжения и сломался. Его случай стал прецедентом, который требовал разграничить виды безумия по критерию творчества.

Театр жестокости

На Колониальной выставке Антонен Арто увидел танец племени с острова Бали, который вдохновил его на собственное видение новаторского театра - Театра жестокости. Его цель в создании настоящего переживания, которое бы переносило зрителя в галлюцинаторный мир. Стремился вернуть спектакли к первоисточникам, к первобытным магическим ритуалам, в которых не будет привычной речи, ведь "всякое произнесенное слово уже мертво". Обращается к перформативным практикам Востока, особенно к Валийскому театру.

Хотел создать специальный жестово-визуальный словарь - "язык звуков, криков, света, словотворчества". Режиссер должен был жестко навязывать свое видение актерам и публике. Важную роль также играла и импровизация, потому что ни одна пьеса не могла быть точно воспроизведена дважды.

Жестокость для Арто не физическое насилие, а напряжение, тотальное воздействие на все чувства, призванные заставить публику закричать. Актерскую игру должны были дополнять яркие костюмы, при полном отсутствии декораций. Музыкальные инструменты выдавали бы невыносимо громкие звуки, и осветительные приборы в виде "огненных стрел". Спектакль должен был происходить по углам зала, вокруг зрителей, размещенных в центре на вращающихся креслах.

После 17 спектаклей история Театра жестокости закончилась

В репертуаре его театра была единственная драма "Ченчи" о девушке, страдающей от ревности, подозрительности, тирании отца. Графа Ченчи играл сам автор, он же выступил и режиссером. Главную женскую роль отдал богатой эмигрантке, в обмен на финансовую поддержку постановки. Премьера имела положительные отзывы, но все последующие показы подверглись сокрушительной критике и происходили при полупустом зале.

После 17 спектаклей история Театра жестокости закончилась. Подавленный и обанкротившийся художник констатировал: "Я сделал все, что мог - и теперь стою на краю пропасти: таков итог моего труда". После этого он больше ни разу нигде не играл и не снимался.

Стипендия имени Антонена Арто в Украине

До сих пор украинский театр замкнут на российско-советской системе.

Основывается на драматически-психологическом подходе.Основным средством его является текст и литературное произведение в основе. Чтобы отойти от этого, мы, группа перформеров и культурных менеджеров, создала программу для поддержки экспериментирования.Идеей было отойти от разговорного театра, поэтому в своих поисках обратились к наследию его крупнейшего критика - Антонена Арто.Учитывая его опыт, поддерживаем камерные экспериментальные работы, которые могут стать основой для будущих больших проектов.Различные формы театра должны помочь украинскому искусству углубиться в общеевропейские и мировые тенденции. Быть как можно более понятным сейчас для публики всего мира - приоритетная задача украинского театра, ведь никто не расскажет нашу историю за нас.

Тема поиска своего места в мире характерна для творчества Арто.Сам из Марселя, он пытался приспособиться в Париже.Дихотомия Юга и Севера - это разные истории, культуры и региональные особенности. Видим очень похожую историю в Украине.Для нас это пересечение культур от турецкой и болгарской до немецкой и корейской.И такое сплетение дает почву для важной художественной и общественной дискуссии, которую мы хотели бы поднять в следующих кругах стипендии Арто.Нашей новой целью станет смесь культурных влияний Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей.

37 лет назад в ночь на 4 сентября в карцере советской колонии для политических заключенных "Пермь-36" умер украинский поэт, переводчик, литературовед, правозащитник Василий Стус. Ему было 47 лет.

Официальная причина смерти - остановка сердца. Товарищ Стуса, также бывший политзаключенный, Василий Овсиенко предполагал, что тот погиб от удара карцерными нарами. Это могли подстроить намеренно надзиратели.

Сейчас вы читаете новость «Лечение болезни - это преступление: три важные вещи про Антонена Арто». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі