"Не могу обойти тему, к которой так часто обращаются наши газеты. Речь идет о твоих прическах! Говорят, их высота достигает 36 дюймов (94 см. - "ГПУ"), а сверху еще торчат перья и ленты", - писала австрийская императрица Мария-Терезия в 1773-м своей дочери, королеве Франции Марии-Антуанетте. На что та ей ответила: "В Версале - королевской резиденции - глаз уже давно к такому привык". И это была правда.
При французском королевском дворе уже несколько лет в моде были куафюры - помпезные женские прически причудливых форм и огромных размеров. Парикмахеры выкладывали на дамских головах целые пейзажи, натюрморты, букеты, корзины фруктов и скульптуры. Прически могли изображать замки и ветряные мельницы, иллюстрировать последние мировые новости, сценки из модных пьес и охот. "Сделают королю прививку от оспы - это волнующее событие отобразится в прическе "Прививка" одной из придворных дам. Входит в моду восстание в Америке - тут же победительницей дня становится куафюра "Свобода", - писал в 1932 году австрийский писатель Стефан Цвейг в книге-исследовании о жизни Марии-Антуанетты.
Французская королева была главной законодательницей европейской моды конца ХVIII ст. В 1778 году в честь победы французского фрегата "Бель-пуль" в битве около порта Брест велела создать ей куафюру "А-ля Бель-пуль". Это был рекорд: в волосы Марии-Антуанетты ее придворный парикмахер Леонар вплел макет корабля 70 см высотой. Прическа произвела фурор среди придворных дам. Королева позволила им скопировать "А-ля Бель-пуль". Но при условии: высота кораблей на их головах не должна была превышать 45 см.
Куафюра могла достигать и метра в высоту, весить 6-10 кг. Ее создание начиналось с того, что даме на макушку парикмахер крепил каркас из металлических или деревянных прутиков. Его форма зависела от того, что в результате должна была изображать прическа. После этого волосы смазывали бараньим или другим жиром - тогда они легче укладывались, лучше держали форму. Затем их зачесывали кверху и с помощью шпилек и лент прикрепляли к каркасу. Чаще всего собственной шевелюры для создания громоздких куафюр женщинам не хватало, потому в ход шли накладные волосы и даже конские гривы. Чтобы они не отличались от естественного цвета волос дам, парикмахеры щедро посыпали прическу цветной пудрой. На одну куафюру ее в среднем шел килограмм, а также несколько сотен шпилек разной длины.
Изготовляли пудру из муки и сухого яичного белка. Была розовой, желтой, голубой, сероватой или зеленоватой и других оттенков. Им давали чудные названия: цвет "блошиной спинки" и "блошиного животика", "парижской грязи" и "гусиного помета", например. Какими были некоторые оттенки, например цвет бедра "испуганной нимфы" или "влюбленной лягушки", - нынешние исследователи даже не берутся установить.
Для отделки куафюры использовали все: драгоценности, фарфоровые фигурки людей, клетки или гнезда с птицами, тушки животных, экзотические фрукты и обычные овощи - капусту, редиску, морковь, живые цветы. Чтобы последние не увяли, их ставили в небольшие бутылки с водой, спрятанные внутри прически. А на один из балов у русской царицы Екатерины ІІ несколько дам пришли с прическами, в которые были вставленные аквариумы с живыми рыбками.
Когда куафюры вошли в моду, дамы никак не могли привыкнуть ездить с ними в каретах. Чтобы не повредить прическу, женщины поначалу стояли в каретах на коленях. Впоследствии парикмахер Марии-Антуанетты придумал металлический механизм, который устанавливался внутри куафюры. Потянув за бечевку, женщина могла сложить прическу или сделать ее ниже. Потянув еще раз, - вернуть прежние размеры.
Когда после Великой французской революции 37-летнюю Марию-Антуанетту 16 октября 1793 г. вели на плаху, у нее на голове был скромный чепец.
Около сотни девушек ежегодно лишал девственности феодал
"Сеньоры, когда их крестьянин вступает в брак, не могут первую ночь спать с его женой и выявлять свое господствующее положение", - приказал король Фердинанд Католик феодалам Каталонии - страны на востоке нынешней Испании.
Это была одна из статей Гваделупской сентенции 1486 года - акта, который монарх вынужден был подписать после массовых восстаний каталонских крепостных крестьян в 1462-1472 и 1484-1486 годах. Те добивались отмены "дурных обычаев". Среди длинного их перечня было и право первой ночи. Оно позволяло феодалу лишать девственности всех подвластных ему девушек, когда те выходили замуж. До тех пор законный муж не мог коснуться жены.
Если каталонские сеньоры потеряли право первой ночи, то в других частях Европы оно существовало и дальше. Особенно распространено было во Франции - до начала XVII ст. Там кое-где этот обычай официально узаконивали. Например, в 1507 году городской совет городка Аменьен постановил: "В первую брачную ночь законный муж не имеет права ложиться со своей женой без разрешения сеньора и пока тот сам не побывает с ней". Подобный акт в 1538-м издали и в городе Бигорр: "Те, кто желает выдать своих дочерей замуж, должны отдать их в первую ночь своему сеньору, чтобы он получил удовольствие".
За год один феодал лишал добродетели около сотни девушек, утверждает французский этнограф Пьер Гордон, который исследовал традиции первой брачной ночи в разных странах мира. Если какая-то невеста господину не нравилась, то он мог от совокупления и отказаться, зато требовал у ее мужа компенсации - деньгами или подарками. Если же случалось так, что сеньор недомогал или был уже стар для плотских утех, то он мог их уступить старшим сыновьям или даже слугам.
Право первой ночи можно было также оставить в наследство, кому-либо подарить или продать. Исследователь Жак Марсиро в "Истории сексуальных ритуалов" пишет об одном случае продажи, который даже современникам показался необычным. Село Монториоль у местного феодала приобрел монастырь Сент-Феобарт. С землями к монахам перешло и право первой ночи с местными девушками. Правда, порадоваться ему они успели всего лишь год. Крестьяне пожаловались графу Тулузы. Тот признал: право первой ночи является налогом, который подданные должны платить своему владельцу. Но монахов все-таки обязал взимать его лишь продуктами или деньгами.
Комментарии