четверг, 02 сентября 2010 20:17

За несколько дней до войны во львовских трамваях появились кондукторши

Автор: фото: Narodowe Archiwum Cyfrowe, Польша / www.audiovis.nac.gov.pl
  Монахини-францисканки копают оборонные рвы на улице Мостицкого во Львове, конец августа 1939-го
Монахини-францисканки копают оборонные рвы на улице Мостицкого во Львове, конец августа 1939-го

Распоряжение о копании оборонных рвов президент Львова Станислав Островский выдал 26 августа 1939 года — за шесть дней до начала Второй мировой.

"Текущий момент требует от всех граждан приготовления на случай осады города, — шла речь в документе. — Львов должен приготовить соответствующее количество рвов обеспечения перед авиационными наступлениями. Комитет решил обратиться с горячим призывом ко всем жителям города, свободным от необходимого в нынешнюю пору труда, чтобы они добровольно заявили о своем желании копать рвы. Общеизвестная жертвенность и патриотизм жителей Львова позволяет надеяться, что этот призыв найдет живой отзыв среди львовских граждан". Рвы копали все — пресса ежедневно информировала о толоках тех или иных учреждений.

В тот же день в городе запретили продажу напитков, содержащих свыше 4% алкоголя. Это были формальные признаки приближения войны. Наблюдательные львовяне замечали и неформальные. Газета "Дело" от 31 августа пишет: "В некоторых трамваях ездят уже кондукторши, как это было во время мировой войны". Мужчин забирали в армию, поэтому женщины были вынуждены осваивать сугубо мужские на то время профессии — например, контролер в трамвае.

На той же колонке "Дела" — фельетон Галактиона Чипки (псевдоним Романа Купчинского. — "ГПУ") "В трамвае". Автор рассказывает, как встретил в транспорте сильно выпившего пассажира. В руках тот держал пса-дворнягу. Щенок иногда лизал ухо своего хозяина.

— Позвали меня в армию! — жаловался тот. — Ну что же, если идти, то идти — мне это фук. Если нужно драться, то нужно. Но на кого я его оставлю?

— Кого? — переспросил Чипка. — Отца? Брата?

— Его! — мужчина показал на щенка. — Уже два дня прощаемся. Вчера ходили в ресторан, теперь опять пошли. Поели, выпили. Только, представьте себе, не было колбасок. А он так колбаски любит. И как я его оставлю?

— Может, у кого-то из знакомых?

Уже два дня прощаемся. Вчера ходили в ресторан. Поели, выпили

— Знакомые! Они добрые во время мира. Теперь каждый к себе гребет, а для моего Бобка, Бобца, Бобуся...

Некоторые пытались спекулировать на настроениях людей. Полиция задержала купца Адама Пузяка с улицы Склепинского. Тот самовольно повысил цены на продукты в своем магазине и распространял среди покупателей слухи, что цены будут ползти вверх и дальше.

"Много жителей закупают продукты заранее. Это было необходимо, чтобы иметь запас на 10 дней, когда были короткие коммуникационные трудности. В дальнейшем товары будут поставляться в магазины регулярно", — заверял Львовский воевода Альфред Билик после ревизии торговых заведений. Менее чем через за месяц чиновник выедет из окруженного военными Львова в Мукачево, где застрелится в гостиничном номере.

В последний день лета во львовском Большом театре показывали представление "Наш город". 25 кинотеатров крутили новейшие фильмы. Хит сезона — фильм ужасов "Сын Франкенштейна" — можно было посмотреть в "Копернике". На следующий день немцы перешли западную границу Польши. Через две недели войска были уже подо Львовом. С противоположной стороны наступала Красная армия. 22 сентября ее солдаты захватили город.

Сейчас вы читаете новость «За несколько дней до войны во львовских трамваях появились кондукторши». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі