Летом 1848 года река Збруч, по которой тогда пролегала граница между Австрийской и Российской империями, из-за засухи обмелела и превратилась в несколько ручейков. Одним августовским днем пастухи Мартын Бартошевский и Иван Халаман из села Лычкивцы, теперь Гусятинского района на Тернопольщине, заметили, что из воды выглядывает обтесанная каменная глыба.
"Когда вода сошла, из нее показался кусочек статуи, будто голова утопленника качалась на волнах, — писал исследователь истории идола Габриэль Ленчик. — Это появление смутило простых людей".
Слухи о каменного идоле в Збруче дошли до австрийских пограничников. Некоторые солдаты прыгали в воду, чтобы проверить — это действительно скульптура или все-таки утопленник. Из имения местного помещика Константина Зборовского пригнали три пары волов. Глыбу обвязали веревками и вытащили на берег. Она оказалась четырехгранным столбом почти 3 м, покрытым резьбой.
Зборовский поставил скульптуру у себя во дворе. А зимой подарил приятелю графу Мечиславу Потоцкому из соседних Коцюбинчиков. Тот на санях отвез ее в свое имение. Сначала хотел установить на насыпи при въезде в село. Однако местные селяне запротесто вали, потому что боялись, что языческий идол принесет им несчастье.
— Если пан поставит здесь какого-то "турка" — изрубим его на куски, — пригрозили они помещику.
Поэтому скульптура лежала во дворе Потоцкого. Чтобы уберечь ее от уничтожения, граф 15 ноября 1850 года посылает письмо с описанием достопримечательности в Краковское научное общество. Называет ее "идолом языческого бога Свитовида". В имение приезжает ученый Теофил Жебравский, осматривает статую и готовит ее к транспортировке. В следующем году 12 мая, на Пасху, идола на телеге привезли в Краков.
— Пресса много писала о прибытии статуи поганского божка, — вспоминал польский журналист Ян Адамчевский. — Верующие называли его антихристом, которого нужно утопить.
Граф на санях отвез фигуру в свое имение
Семь лет скульптуру выставляли в зале библиотеки местного Ягеллонского университета. В 1860-ом Краковское научное общество получило новое помещение. Одним из его археологических экспонатов стал и Свитовид — самый совершенный из всех известных славянских идолов.
Языческий столб из-под украинского села Лычкивцы в Краковском археологическом музее хранится по сей день. На табличке рядом написано: "Свитовид из Збруча. Найден на востоке Польши".
Идол изображает шестеро богов
Збруцкий идол вытесан из известняка, залежи которого есть в Медоборе, приблизительно в ІХ ст. Скульптура высотой 267 см весит почти тонну. Изображает главное божество давних славян — четырехликого Свитовида. Идол разделен на три уровня, соответствующие представлениям славян-язычников о тройственности мира — небе, земле и потустороннем мире.
Верхний уровень — самый высокий, 160 см. Предполагают, что с четырех его сторон под общей шапкой вытесали верховных славянских богов — Ладу, Мокошу, Перуна и Дажбога.
Перстень держит Лада — богиня весны, урожая и любви. Покровительница брака. Ей в жертву приносили масло, крупы, кожу животных, пиво. Праздник Лады отмечали целый месяц — с 25 мая до 25 июня.
С рогом в руке — богиня судьбы Мокоша. К ней за помощью обращались роженицы. В жертву Мокоши приносили нитки, хлеб, вино, посуду, мед, молоко. В христианские времена богиню сменила святая Параскева-Пятница.
Меч-молния и конь — на изображении Перуна — покровителя грома и других небесных явлений, а также войны. "Они считают, что только творец молний является владыкой над всеми, ему в жертву приносят волов и осуществляют другие священные обряды", — описывал в VI ст. верования славян византийский историк Прокопий Кесарийский. Свято Перуна язычники отмечали 2 августа. В настоящее время в этот день христиане поклоняются пророку Илье.
На четвертой фигуре едва заметно проступает колесо-солнце. Это атрибут Дажбога — покровителя плодовитости и солнечного света. Вероятным "преемником" Дажбога в христианстве стал святой Николай.
На среднем ярусе высотой 40 см вытесаны фигурки мужчин и женщин, словно водящих хоровод. Под Ладой и Мокошей находятся женские фигурки — видна грудь, под Перуном и Дажбогом — мужские.
Нижний ярус высотой 67 см. На нем усатый мужчина, стоящий на коленях и словно подпирающий верхние ярусы. Предполагают, что это Велес — покровитель подземного царства мертвых, а также бог скотоводства и торговли. Он изображен как основа, на которой держится мироздание.
На горе Богит к людям цепляется блуд
Над Збручем, где 160 лет назад нашли идола Свитовида, пролегают горы Медоборы. Это скалистая гряда начинается от поселка Подкамень на Львовщине и тянется почти 200 км. В 1984-ом неподалеку Лычкивцев, между Гусятином Тернопольской и Сатанивом Хмельницкой областей, начали археологические раскопки. Вскоре в близлежащих горах Богит, Звенигора и Говда исследователи нашли остатки большого языческого центра.
"Под тонким слоем земли было найдено языческое святилище, — писала 17 августа 1986-го об открытии на горе Богит, в часе ходьбы от Лычкивцев, хмельницкая областная газета " Радянське Поділля". — Казалось, что совсем недавно наши прапредки жгли здесь костры возле жертвенных ям, бросая туда — как подношение богам — животных, посуду, оружие. Рядом находились остатки большого, почти 60 метров в длину, дома. Здесь когда-то проводили свадьбы, оплакивали умерших, совершали религиозные обряды. И, по обыкновению, били к счастью посуду. Еще дальше археологи нашли массивный каменный пьедестал. Посередине у него было углубление, размеры которого совпадали с размерами скульптуры, найденной в реке в 1848 году".
Археологи пришли к выводу, что как раз в центре капища на горе Богит и стоял идол Свитовида до того, как попал на дно Збруча. Капище располагалось на высоте 414 м над уровнем моря и имело форму круга диаметром почти 17 м. Вдоль него обнаружили восемь жертвенных ям.
В реку Свитовида могли сбросить во время массового крещения население, как это было с идолами в Киеве. Другая версия: язычники сами спрятали его, закопав на дне Збруча. Потому что скульптура стояла в реке вертикально, из-за чего ее еле достали три пары волов. Археологи выяснили, что языческое святилище на Богити в Медоборах просуществовало до XIII ст. То есть свыше двух сотен лет после крещения Руси князем Владимиром Великим.
Местные не ходят на Богит и не пускают туда детей, — говорит 24-летняя студентка Ирина Лыса из Тернополя. — Люди считают это место проклятым. А в последние годы сюда стали наведываться и современные язычники, и сатанисты.
Два года назад Ирина с друзьями побывала на горе. С вечера разбили палатки.
Богит — сравнительно невысокая вершина, и площадь ее небольшая, — продолжает студентка. — Однако наверху к людям цепляется блуд. Я отошла на несколько метров от палаток, а затем полтора часа искала друзей. Слышала их голоса, но никак не могла понять, куда идти.
Ужин компания сделала в бывших жертвенных ямах. Потому вдруг началась ливень, поднялся сильный ветер.
Мы спрятались в палатках, — вспоминает Ирина. — Дождь лил целую ночь. Было такое впечатление, что кто-то ходит между нашими палатками и бьет по них ладонями. Выглянуть наружу боялись. Утром быстро собрали вещи и ушли с Богиты.
Комментарии
5