— Совесть у тебя есть?
— Совести-то у меня — во! С прицепом. А времени нет.
Диалог он использовал в своей дипломной работе "О Борщеве, слесаре-сантехника ЖЭКа №2". Сценарий три года валялся в ящике автора: тот понимал, что ленту об алкоголике и бездельнике вряд ли разрешать снимать. И тут кто-то посоветовал послать работу на конкурс сценариев о рабочем классе, так как главный герой Афанасий Борщов был сантехником. И произошло чудо: "неправильный" сценарий получил главный приз.
Ленту должен был снимать киевский режиссер Леонид Осика. На главную роль выбрали Бронислава Брондукова. На киностудии им. Довженко готовились к съемкам. И тут сценарий попал в руки грузинского режиссера Георгия Данелии. Он уже снял "Я шагаю по Москве" и "Тридцать три", был одним из сценаристов "Джентльменов удачи". И за "Афоню" уцепился — мол, это его фильм. Возник конфликт — ведь у Бородянского была договоренность с киевским режиссером. Все решили чиновники из Госкино — распорядились послать сценарий в Москву. Ленту теперь должны были снимать на "Мосфильме", название изменили на "Афоня".
На главную роль приглашали Владимира Высоцкого — хотели, чтобы герой играл на гитаре. Артист даже планировал написать несколько песен специально для фильма. Но Данелия и Бородянский засомневались: слишком мощный и серьезный из него сантехник как для комедии. Николай Караченцов не подошел, потому что запротестували женщины из съемочной группы:
— В такого сантехника Катя вряд ли влюбилась бы — посмотрите на его зубы! На них придется делать накладку.
"Зарезали" и Георгия Буркова — мол, зритель не поверит, что такого можно полюбить с первого взгляда. Позитивного Владимира Носика не представляли в роли алкаша.
— Борщов — одуванчик, — говорил о главном герое Данелия. — То есть такой добрый, трогательный.
В конце концов выбор пал на Леонида Куравлева.
— Взяли его, потому что в нем какой-то секрет: зрители его Афоню не осуждают, не ненавидят, а жалеют. Этого нам и хотелось, — говорил режиссер.
На роль Кати, влюбленной в Афоню, пригласили известную по фильму "В бой идут одни старики" Евгению Симонову. Она снималась три дня — денно и нощно, потому что была задействована еще в одной картине. Иногда ей удавалось поспать на заднем сиденье машины. Когда снимали утреннюю сцену в постели, где Куравлев с Симоновой разговаривают, под одеялом актеры были одеты. Только плечи обнажили, чтобы зритель поверил, что между ними что-то было.
Брондукову досталась роль Федула — Афониного "кореша".
— Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был! — коронная его фраза в ленте.
Режиссер отдал актеру свою старую одежду, которая до этого висела на чучеле у него на даче. Как-то в этой одежде Брондуков вышел покурить из гостиницы, где снимали эпизод в ресторане. Назад охранник его не пустил:
— Какой же ты артист — пьянь ты! В Сейчас же тебя в вытрезвитель!
Выручил кто-то из киногруппы, проходивший мимо.
Бородянский описал в сценарии эпизод, который когда-то наблюдал: мужчины бросали в пиво желток сырого яйца, а потом пили. Данелия решил, что сценарист очень любит этот напиток, и заказывал ему всегда на обед. На самом деле Бородянский терпеть не мог пиво.
— Но пил, чтобы не разочаровывать Данелию, — вспоминал. — А раз меня пригласили на съемки сцены, где Афоня знакомится с Колей (штукатур, роль которого исполнил Евгений Леонов. — ГПУ). Для этого купили мешок воблы — огромный дефицит по тем временам. Пришлось пить. Так на съемках я действительно стал пивоманом.
В фильме были достаточно звездные актеры, и вне конкуренции был Савелий Крамаров. Он играл Егозу — Афониного друга детства. На базар посылали только его — продавцы задаривали Савелия продуктами. Но относились к нему, как к дурачку: мол, играет таких в кино, так и в жизни недоумок. Крамарова это угнетало, но терпел: с продуктами в магазинах было трудно.
В фильме "Афоня" состоялся кинодебют группы "Машина
времени", которую тогда знали разве что завсегдатаи танцплощадок.
— К нам подошел усатый дядя и сказал, что он из съемочной группы Данелии. Мол, мы им нужны, — вспоминает лидер "машинистов" Андрей Макаревич. — В эпизоде на клубных танцах нужна была на заднем плане какая-то группа — так сказать, типичный представитель. Быстро записали фонограмму песни "Ты или я". Отсняли за день. Данелия отнесся к нам очень уважительно и педантично: песню у нас приобрели по всем законам, и через несколько месяцев я неожиданно получил кучу денег — рублей 500.
На эти средства "машинисты" купили в комиссионном магазине магнитофон "Грюндиг ТК-46". На нем потом записали не один хит.
"Афоня" вышел на экраны 13 октября 1975-го. И сразу стал лидером проката в том году: ленту посмотрели свыше 62 млн человек.
Крылатые фразы из ленты
Главное, чтобы сам человек был хороший. В принципе. Ошибки всегда можно
исправить!
***
Чувствуйте себя, как дома! Но не забывайте, что в гостях!
***
— Если бы тебя предложили планету с любой жизнью, ты бы с какой выбрал?
— Да где пиво бесплатное.
***
От себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь!
"Подумали, что "Оскара" дали за "Афоню"
Через два года после выхода ленты на экраны ее номинировали на "Оскара" как лучший иностранный фильм. Данелия поехал в США.
— Смотрю, зубы у всех одинаковые — ровные, блестящие, заграничные, — вспоминает режиссер. — Если судить по шкале моего зубного врача, у каждого во рту по несколько "Роллс-Ройсов". И все улыбаются. Рядом со мной оказался японец Акира Куросава. Он был номинирован за фильм "Дерсу Узала", который снимали на "Мосфильме".
Церемония показалась Данелии нудной, и он уснул. Проснулся от объятий японца. Тот спешил на сцену.
— И тут я сообразил: "Оскара" дали! Теперь японец награду заберет и повезет в Японию, а фильм советский! И мне этого до конца жизни не простят! Скажут: "Не любишь ты Родину, Данелия!" Все это молниеносно прокрутилось у меня в голове. Я подорвался и рванул к сцене. В юности неплохо бегал 100-метровку, какие-то навыки сохранились, поэтому японца обошел и выбежал на сцену первый.
Американцы скумекали и вручили две статуэтки "Оскар". Одну — Акиро Куросаве, другую советскому режиссеру — для киностудии "Мосфильм" за "Дерсу Узала". Японца пригласили к выступлению, потом микрофон для видимости дали Данелии.
В московском аэропорту, когда Георгий Николаевич зашел в зал, его встретила криками и аплодисментами. Удивленного режиссера схватили и начали подбрасывать. Через минуту тот понял, что встречали его так, потому что подумали: "Оскара" дали за "Афоню".
— Оказывается, сцену вручения статуэтки видел мой приятель, диктор "Голоса Америки" на Грузию, — объясняет.— Он известил на всю республику, что "Оскара" за лучший иностранный фильм получил известный грузинский режиссер Георгий Данелия. О японце и слова не сказал. Новость разлетелась быстро.
Комментарии
4