пятница, 13 апреля 2018 06:25

Солист Петербуржской оперы Семен Гулак-Артемовский общался на украинском языке

 

"Теперь через день дают "Руслана и Людмилу". Но что это за опера, так ну! А особенно как Артемовский поет Руслана, то так, что аж затылок почешешь, по-правде говоря! Хороший певец, нечего сказать", — пишет Тарас Шевченко из Петербурга в 1843-м помещику и меценату Григорию Тарновскому об украинском исполнителе Семене Гулаке-Артемовском.

Певец после учебы за рубежом с триумфом выступает на петербуржских сценах. В те времена публика идет именно "на Артемовского", чтобы насладиться неповторимым и чрезвычайно широким по диапазону голосом.

— Более красивого голоса, чем у Артемовского, мне не приходилось слышать, — часто повторяет композитор Михаил Глинка.

Кроме выступлений Семен Гулак-Артемовский пишет музыку. Как-то историк Николай Костомаров подсказывает ему сюжет оперы "Запорожец за Дунаем". Работает над ней два года. Впервые оперный певец создает такое произведение и исполняет в нем главную роль.

"Запорожец за Дунаем" — это первая украинская опера, это новое проявление народного сознания, новый призыв к талантам, — писала газета "Современное слово". — В "Запорожце" встречаются мотивы, созданные или проработанные самим автором, которые были очень хорошо восприняты. Его слово и музыка замечательно выражают любовь к родине".

Семен Гулак-Артемовский пребывает на вершине славы. Однако артист императорских театров после 20 лет на сцене должен прекратить выступления и получать пожизненную пенсию. Украинцу дают разрешение на продолжение сценической деятельности двухлетней "службой благодарности". Он получает и пенсию, и зарплату.

"По окончанию 20-летней моей службы в дирекции императорских театров, я имею службу благодарности, — пишет певец в декабре 1863-го дирекции. — Она заканчивается в мае следующего года. Чувствуя в себе творческие силы для работы, имею честь просить дать мне возможность продолжать службу на сцене императорских театров".

Надеется на разрешение нести "службу благодарности" пожизненно. Этого добился коллега Осип Петров. Однако просьбу не удовлетворяют. Администрация российской императорской оперы расторгает с Гулаком-Артемовским контракт. В последний раз в Петербурге певец выходит на сцену Александринского театра 29 мая 1864 года — во время 13-го показа оперы "Запорожец за Дунаем" исполняет партию Карася.

Не может оставаться в столице без сцены. Артист растерян и подавлен. Его энергичная натура протестует против бездеятельности.

Гулак-Артемовский едет в Москву, откуда родом жена Александра Иванова — дочь декоратора московских театров и балерины. Выступала вместе с мужем, играя на пианино и арфе. Связи родственников жены и слава артиста помогают вернуться на сцену. В московском Большом театре поет один сезон.

Официальная причина отставки — потеря голоса. Певцы имеют большую нагрузку на связки. Голос подводит, трудно брать высокие ноты. Исполнитель согласен даже на второстепенные актерские роли. Но напрасно, все отказывают.

Считают это местью за нежелание покориться системе. Семен Гулак-Артемовский всегда говорит о своем казацком происхождении, истории Украины и общается на украинском языке. Имеет выразительный украинский акцент, выделяется острым юмором и дипломатической хитростью. Позволяет себе свободомыслие на собраниях и в прессе. Симпатизирует простым людям. Еще один факт не дает покоя власти — дружба с Тарасом Шевченко и активная переписка с ним во время ссылки.

Певец живет с женой на околице Москвы в небольшом доме, который принадлежит Кудринский церкви Рождества Христова. Много читает художественной литературы, интересуется новостями науки. Переживает глубокую депрессию.

Морально подавленный бывший "первый бас императорской оперы" болеет воспалением легких. Не может перебороть болезнь и умирает.

70 резервуаров для воды и систему водопровода предложил устроить в Петербурге Семен Гулак-Артемовский. Вода в них должна была идти самотеком из Невы. Свой проект опубликовал в журнале "Иллюстрация" в 1858 году. "Только так беднота Петербурга будет иметь возможность пользоваться чистой, здоровой водой", — объяснял. Инициативу не поддержала власть.

1813, 16 февраля — Семен Гулак-Артемовский родился в семье священника Покровской церкви в местечке Городище, теперь райцентр на Черкасчине.

1824 — отец отвозит Семена в Киевское духовное училище. Там он интересуется пением и становится участником хоров Софийского собора и Михайловского Золотоверхого монастыря.

1838 — композитор Михаил Глинка замечает парня во время выступления в Киеве и забирает его в Петербург. Поселяет в своей квартире, дает уроки пения. Там Семен сдруживается с Тарасом Шевченко.

1841 — выступает во Флорентийской опере в Италии. Перед тем два года занимается с французскими и итальянскими преподавателями. Возвращается в Петербург и становится солистом местных театров.

1844 — посещает Городище. 1848 — выступает на сцене московского Большого театра. Тогда же женится на Александре Ивановой. У них рождаются дети Александра, Варвара, Василий, которые умирают в детском возрасте.

1851 — начинает писать музыку к представлениям "Украинская свадьба", "Ночь накануне Иванового дня". В 1854-м составляет "Статистико-географическую таблицу городов Российской империи".

1863 — ставит свою оперу "Запорожец за Дунаем" в Петербурге на сцене Мариинского театра. Через год остается без работы и переезжает в Москву.

1873, 17 апреля — умер от воспаления легких. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

В руках ожила увядшая роза

— Вы желаете лечиться? Но я не медик и никаких лекарств не даю, кроме обычной воды и маслинового масла, — говорит гостье Семен Гулак-Артемовский, приглашая ее в начале 1870-х годов в свое помещение под Москвой.

— Я слышала, что вы лечите магнетизмом, — уточняет она.

— Те, кто сюда приходит, лечатся лишь молитвой. Советую вам обратиться к медику. Без молитвы магнетизм ничего не стоит, — объясняет хозяин.

В молодости во Франции Семен Гулак-Артемовский ознакомился с теорией физиолога Франца Месмера. По ней, люди способны черпать энергию из космоса и влиять на физическое и духовное состояние больных. Как-то певец заметил, что у него в руках ожила увядшая роза. Задумался о своей силе.

После завершения выступлений на сцене начал принимать больных. Был известен как "магнетизер Артемовский". Некоторые исследователи считают, что он мог использовать теорию немца или обладать гипнозом. Другие отрицают это. Мол, целитель жил во дворе церкви, где "лечебный гипноз" был недопустимым. Поэтому исцелял лишь молитвой.

— Это не искусство, а дар. Я не имею права брать за него вознаграждение, — говорил Гулак-Артемовский, когда ему давали деньги за лечение.

Сейчас вы читаете новость «Солист Петербуржской оперы Семен Гулак-Артемовский общался на украинском языке». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі