четверг, 27 октября 2011 09:39

"Ты любишь меня, как кусок жареной курицы"

Рим, весна 1916-го. Уже известный и скандальный 35-летний художник Пабло Пикассо не может оторвать глаз от сцены. Там танцует младшая на 10 лет балерина Ольга Хохлова из Нежина.

- На таких, как она, надо жениться, - предупреждал его Сергей Дягилев, основатель труппы Русского балета.

- В ней есть мудрость и спокойствие, - восхищался Пикассо. - А это куда более редкий дар, чем умение танцевать. Ее неприступность воистину аристократическая.

Он рисовал каждую женщину, которая появлялась в его жизни. Ольгу - тоже. Она просит изображать ее в реалистической манере, так как футуризма и кубизма, которые прославили художника, не понимает. Ее интересует не так искусство, как слава Пикассо.

- Может ли художник стать серьезным мужчиной? - допытывалась у матери художника, решая, выходить ли замуж за него.

- С моим сыном, который создан только для самого себя, не может быть счастлива ни одна женщина, - отрезала та.

Ответ балерину сбил с толку. Но выбора уже нет. Дягилев собрался на гастроли в Латинскую Америку. Домой ей, дочери полковника царской армии, не возвратиться - там революция. И Ольга Хохлова, понимая, что лучше брак с известным художником, чем хлопотная жизнь балерины, решается стать мадам Пикассо. Их повенчали в русской православной церкви в Париже.

- Ты должен стать модным художником и рисовать портреты богатых и влиятельных заказчиков, - говорила Ольга мужу.

Сперва влюбленный Пабло во всем ее слушается. Супруги поселяются в квартире в центре Парижа. Обставляют ее мебелью из красного дерева. Ольга и Пабло посещают приемы и балы. Но длится светская идиллия недолго. Художник говорит:

- Маскарад закончен, мне надо работать.

В мастерской воцаряется тот хаос, который сопровождал его всю жизнь и только в котором мог создавать. Всюду разбрасывает разные предметы, свои работы. И постоянно работает, даже ночами. Ольга, стремясь целиком завладеть мужем, периодически устраивала скандалы. Пикассо не хотел себя обременять условностями, которые мешали творчеству. Замкнулся в себе. Часто рассказывал о французском художнике XVI в. Бернаре де Палиси. Тот разжигал камин своей мебелью.

- Это горение во имя искусства. Я бросил бы в печь и жену, и детей, лишь бы не угас в ней огонь, - повторял Пабло.

Он возненавидел жену. И это чувство к ней воплощал в роботах. В серии картин, посвященных корриде, изображал ее то в виде коня, то старой мегеры. Половину их огромной кровати застелил старыми газетами.

- У нас даже разные вкусы, - говорил художник.

- Ольга любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью.

Даже рождение сына Пауло не спасло брак. Выход один - развод.

- Она слишком много от меня хотела, - объяснял причины разрыва. - Это самый плохой период в моей жизни.

Как жалел Пикассо, что когда-то подписал брачное соглашение. Согласно ему, он должен был отдать жене половину имущества и картин.

- Ты уверяешь, что любишь меня, - говорил Ольге. - Вполне возможно, но любишь, как кусок жареной курицы, стараясь обгрызть его до кости.

Они так официально и не разведутся, продолжая жить вместе. Художник не хотел делиться деньгами.

В январе 1927-го в толпе Пабло увидел красивую девушку с серо-голубыми глазами. Схватил ее за руку:

- Я - Пикассо. Вы и я вместе сделаем большие вещи.

Мари-Терез Вальтер, так ее звали, было 17 лет. Она ничего не знала ни об искусстве, ни о Пикассо. Имела вид ребенка, слушалась и подчинялась во всем 46-летнему Пабло. "В жизни художника началось наибольшее сексуальное увлечение, которое не знало ни табу, ни границ", - пишет один из его биографов.

- Я разделяю женщин на богинь и коврики для пола. И особая радость превращать первых во вторых, - говорил Пикассо.

Ольга не выдержала присутствия соперницы под одной крышей и вместе с сыном убежала от мужа. До конца жизни она с расстояния следила за его любовными приключениями. Умерла от рака в одиночестве в 1954 году в курортном городе Канны на юге Франции.

- Вот теперь она в самом деле исчезла, - сказал Пикассо, узнав о ее смерти.

На похороны он не пришел, а вскоре вторично вступил в брак с любовницей Жаклин Роке, младшей на 46 лет. Жена называла его Мой Бог и уверяла, что Пикассо нельзя оставлять одиноким в его возрасте. Ухаживала за ним - под старость больного, слепого, почти глухого - до смерти. Самый дорогой художник мира умер 8 апреля 1973-го в 91-летнем возрасте.

За несколько секунд до агонии Пикассо пришел в сознание.

- Вы до сих пор неженаты, врач? - улыбнулся.

- Вступайте в брак. Брак - замечательная вещь.

Семь женщин в жизни самого дорогого художника

- Жизнь продлевают только женщины и работа, - любил говорить Пабло Пикассо.

С появлением каждой новой женщины в жизни художника изменялся его художественный стиль.

1904-1912 - Фернанда Оливье - первая натурщица, которую рисует Пикассо, перебравшись в Париж. Они живут вместе, часто голодают. Художник экспериментирует: то увеличивает кисть натурщицы, то укорачивает ей ногу, формы будто обрублены топором. Это - начало кубизма. "Я рисовал то, о чем думал, а не то, что видел", - говорил художник. Известнейшая картина того периода - "Девочка на шаре".

1912-1915 - Марсель Умбер. Ее Пикассо называл Евой. На картинах рисует гитарой, скрипкой - расцвет кубизма. Ни одного реалистического портрета. Ева умерла от туберкулеза в 30 лет.

1916-1927 - Ольга Хохлова - первая жена художника. В творчестве преобладают реализм и неоклассицизм.

"Две женщины, бегущие по пляжу" - известнейшая картина того периода.

1927-1958 - Мари-Терез Вальтер. Для нее художник купил большой дом. В 1935-ом она родила Пикассо дочь Майю. В его картинах доминируют плавность и мягкость форм. Это период сюрреализма. "Девушка перед зеркалом", "Женщина с цветком" - это портреты Мари-Терез. В 1977-ом повесилась в гараже.

1936-1945 - Дора Маар. Пикассо избивает ее - ему нравится рисовать, когда она плачет. В творчестве художника появляется ключевой аспект - изображение минотавра. Тогда же рисует "Гернику", посвященную бомбардировке испанского города Герники. В период Второй мировой войны у него много пацифистских полотен. Дора после разрыва с художником лечится в клинике душевнобольных.

1943-1953 - Франсуаза Жило. Ей - 21, ему - 62. Пикассо рисует сюрреалистических фавнов, русалок, кентавров.  В 1947-ом она родила ему сына Клода, через два года - дочь Палому. Одновременно художник поддерживает отношения с двумя предыдущими возлюбленными. Франсуаза из-за этого бросает его.

1954 - Жаклин Роке стала второй женой Пикассо. Она - последнее его вдохновение. 17 лет рисует только ее. Эти портреты отличаются абстрактностью. Через 13 лет после смерти Пикассо Жаклин застрелилась.

 

Сейчас вы читаете новость «"Ты любишь меня, как кусок жареной курицы" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі