пятница, 30 мая 2008 15:07

Кукле-мотанке не делали носа, рта и глаз

Автор: фото: Елена ЧЕБАНЮК
  Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины показывает, как в ее детстве за считанные секунды делали куклу-мотанку. Купленные игрушки у крестьянских детей в Украине массово начали появляться в 1950–1960-х
Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины показывает, как в ее детстве за считанные секунды делали куклу-мотанку. Купленные игрушки у крестьянских детей в Украине массово начали появляться в 1950–1960-х

"Первую куклу мне смастерила мама из двух лоскутов старой рубашки, — вспоминает детство 73-летняя Зинаида Закопайло из села Подолы Купянского района Харьковщины. — Из одного сделала головку и тельце куклы, а во второй завернула, как в пеленку. А затем мы сами себе куклы мотали. Только тогда и лоскутов не было. Бывало, снимешь платок с головы, намотаешь себе такую куклу, играешься с ней, припеваешь".

— А мне мама первую куклу пошили, — добавляет ее соседка Татьяна Власенко, 83 года. — Сделали такой мешочек — так головка, ручки, набили его песком. Платочек на голову той кукле нацепили. Я ее и сейчас помню. Звали ее Катя. Я с ней долго игралась. Кукла уже была и грязная, и порвалась, и песок высыпается, а я подошью, подштопаю, потому что очень уж ее любила.

Полотняные куклы, которыми еще несколько десятков лет тому забавлялись сельские девочки, набивали также шерстью, опилками, пеплом. Изготовляли их из пряжи, бумаги, кожи, глины, соломы, травы, ветвей и корней деревьев.

— А мы себе из цветов мальвы и тыквы делали " бары шень", — вспоминает детство третья соседка Татьяна Павленкова, 87 лет. — На ножку наденешь бутон, сам цветок перевернешь — выходит, как платьице вот такое пышное. Наделаешь их себе красных и белых, розовых и желтых. Это — мама, это — я, это — сестра.

Когда-то говорили: если женщина в детстве любила забавляться куклами, то взрослой будет рожать преимущественно девочек. А если дети в семье слишком увлеклись игрой с куклами, предсказывали, что в семье скоро появится еще ребенок.

Фигурку прокалывали терновым шипом, бросали в огонь и говорили заклинания

Народными куклам -мотанкам не делали лица. Вместо него рисовали или вышивали крест. Потому что куклу воспринимали как живое существо, потому боялись, что нос, рот и глаза ее наделят душой и сделают дублером живого человека. Рассказывали, что кукла ночью оживала и могла навредить здоровью ребенка. Потому в старину ее не клали в детскую кроватку или колыбель.

Идея перевоплощения куклы в живого человека достигает времен, когда появились мифы о создании первых людей из глины или земли. Потому куклы из воска или хлебного мякиша как копию живого человека использовали в магии. Этнограф Владимир Гнатюк в 1919 году писал, что у гуцулов, которые живут над Белым Черемошем, сохранился обычай делать фигурки "наподобие того лица, к которому чуют злобу и ненависть". Такую фигурку прокалывали терновым шипом, бросали в огонь и говорили заклинания. Или в каждую часть куклы набивали гвозди, иглы, колки и тайком закапывали ее под домашний порог того "человека, который представляет фигурку". Гнатюк говорит, что в средневековье часто сжигали ведьм, которые колдовали с помощью кукол.

Использовали куклы также с врачебной целью и как оберег. Изготовляли специальные куклы, которые брали на себя болезнь, сглаз и другие беды. Например, если ребенок болел, из его одежды делали кукл у-мотанку, закапывали ее в землю, хороня вместе с ней и болезнь. А чтобы младенца не мучили " крикливцы" (ночной плач) на Холмщине делали из ткани девять кукол. Размещали их в колыбели вокруг ребенка и шептали заговоры:

— Маруды-марудыськи, идите на псов и там себе играйте, забавляйте, а моему ребенку спать не мешайте!

Во время обрядов Купала, Русалок, Масляной, Маковея, что сохранились с языческих времен, делали куклы, которые были воплощением этих праздников. Такую обрядовую игрушку одевали в рубашку, плахту или мужские штаны и вывешивали на деревце. По окончании праздника ее топили или жгли — провожали в тот мир, откуда она пришла.

Народная кукла в настоящее время стоит от 100 долларов

— Какой будет кукла, бывает, обдумываю месяц, — рассказывает художница Людмила Тесленко-Пономаренко, 38 лет. — Для каждой шью свой костюм, делаю украшения. Все мои куклы разные, нет двух одинаковых. Все имеют свой характер и свою душу. Иногда не могу их продать, даже за приличные деньги. Тогда кукла остается жить у меня дома или в мастерской.
Авторские куклы современных мастеров в народном стиле в настоящее время стоят от $100.

Сейчас вы читаете новость «Кукле-мотанке не делали носа, рта и глаз». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі