пятница, 09 декабря 2011 10:21

"Рога поотшибаю, пасть порву, моргала выколю!"

"По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и ??тюбетейках. За рулем (т.е. около шеи) сидел предводитель - "вор в законе" и "авторитет" по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а около хвоста, держась за горб, приткнулся карманник Косой". Режиссер Георгий Данелия диктовал своей молодой коллеге Виктории Токаревой начало сценария комедии "Джентльмены удачи". Рядом сидел его друг - режиссер Александр Серый, который должен ее снимать.

Серый недавно вышел из тюрьмы. Четыре года отсидел за драку. Покалечил в ней архитектора, которого приревновал к своей невесте Марине. Та его дождалась, они поженились. Однако с работой у Серого были проблемы - снимать режиссеру не давали.

- Я понимал, если в Шурика будет твердый, "верняковый" сценарий, то появится шанс, - рассказывал Данелия, который с однокурсниками решил выручить друга.

В помощницы взял сценаристку Викторию Токареву. В сюжете о приключениях узников-беглецов хотели максимально использовать "зэковский" опыт Серого.

- Мы писали комедию, - вспоминал Георгий Данелия. - И я дал себе волю - вставлял в сценарий проверенные ходы, те, что всегда вызывают смех: двойники, переодевания мужчин в женскую одежду. Я выпендривался перед Токаревой, и она смеялась так, что у собаки, которая гуляла на соседнем балконе, через неделю произошло нервное расстройство. Хозяева вызвали врача. Он выписал псу успокоительные капли и велел на балкон его больше не выпускать.

Когда сценарий был готов, на киностудии "Мосфильм" напечатали 80 копий. Уже через день их все растащили. Вновь напечатали - снова исчезли. А потом Данелия позвонил знакомый из Министерства обороны и попросил дать почитать и ему.

- Только что был у начальника, он читает и ржет, как конь.

- Так возьми у него!

- Там знаешь какая очередь! Заместители!

- А как сценарий попал в ваше министерство?

- Черт его знает. Принес кто-то.

Оказалось, Серый дал почитать сценарий своему соседу-военному.

Из Министерства внутренних дел СССР консультантом ленты "Джентльмены удачи" назначили подполковника Илью Голобородько.

Тот сценарий одобрил, но сказал режиссеру Серому, что ему - человеку творческому - не мешало бы съездить в колонию, на "зону": неделю-другую хлебнуть баланды и посмотреть, как живут зэки. Серый не решился признаться, что он это знает, потому что сидел. Сделал вид, что поехал на зону, а сам две недели пробыл в отеле.

Блатной жаргон в картине появился благодаря Александру Серому. Даже лозунги в камере - "На свободу - с чистой совестью", "Запомни сам, скажи другому, что честный труд - дорога к дому" - он тоже "списал" с того, что видел, отбывая заключение.

Сценарий "Джентльменов удачи" создавали под заранее выбранных актеров. Главного героя - криминального авторитета Доцента и как две капли воды похожего на него заведующего детсада Трошкина - должен был играть Евгений Леонов. Косого - Савелий Крамаров, Хмыря - Георгий Вицин, а Алибабу - Фрунзик Мкртчян.

С последним возникли проблемы: Мкртчяна не отпускали из Еревана на съемки, потому что должен был участвовать в празднованиях 50-летия образования Армянской ССР. А подполковник милиции Голобородько настаивал, чтобы в комедии снимался Фрунзик. Взялся сам все уладить. На следующий день Мкртчян позвонил Данелия:

- Гия, скажи милиции, что я не нужен! - истерично кричал в трубку. - Мне их министр дважды звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь - обидится, и ГАИ меня на каждом шагу будет штрафовать.

И Данелия сказал Голобородько, что Фрунзик Мкртчян уже не нужен. А на "Мосфильм" по всему СССР повадились "лица кавказской национальности" - претенденты на роль "мелкого расхитителя социалистической собственности Василия Алибабайовича Алибабы", который из зоны с Доцентом и его подельниками скрылся за компанию:

- Все побежали, и я побежал.

В конце концов отобрали актера-татарина Раднера Муратова.

- Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор, - вспоминал он съемки сцены побега четырех зэков. - Я понял: актеры такой народ - если роль хорошая, куда хочешь залезут. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Жидкость была терпкая, липкая. Помните: "Какой хороший цемент, не отмывается совсем!" А мы действительно соскрябывали эту гадость из себя минут 40. Туда-сюда, а Вицина нет. Он, оказывается, и дальше сидел в цистерне, потому что кто-то  ему сказал, что этот раствор - на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет добавит молодости.

На съемках эпизода, когда рецидивисты крестьяне имели на морозе голые по пояс делать зарядку, актеры решили схитрить. На улице было -17 ° С. Так Леонов, Вицин и Крамаров пошептались и решили не сбрасывать фуфайки, когда будут перед камерами. Но предупредить об этом Муратова не успели - он вышел на съемочную площадку почти перед самой командой "Мотор!". Раднер быстро разделся и первым выскочил на мороз. Пришлось остальным трем сбрасывать фуфайки. Правда, потом они отомстили Муратову-Алибабе - Крамаров-Косой подкрался к нему и тут же, перед камерой, натер снегом. А Вицин-Хмыря, чтобы веселее было, стал натирать Косого. Этот дубль и вошел в фильм.

Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Снимать эту сцену прибыли в Самарканд - все считали, что в этом узбекском городе найти "корабля пустыни" будет просто. Однако единого верблюда отыскали только в зоопарке. По сценарию, он должен плюнуть Косому в лицо. А тот никак не хотел. Поэтому плевок в кадре - действительно вспененный на лице Савелия Крамарова шампунь.

С верблюдом были и такие хлопоты: Евгения Леонова так и не удалось на него посадить - актер отказывался лезть между горбами и проехать хотя бы 100 м. Поэтому Крамаров и Вицин перед камерой ехали на настоящем верблюде, а Леонова везли рядом на спине кого-то из съемочной группы.

Госкино более полугода держало "Джентльменов удачи" на полке – из-за избытока тюремного жаргона. Судьбу комедии решил тогдашний генсек Леонид Брежнев. Он посмотрел ее у себя на даче и "дал добро" - выпускать на экраны. Мол, все эти слова знает каждый мальчишка. 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре "Россия" состоялся премьерный показ "Джентльменов удачи". И вскоре в Советским Союзом гуляло:

- Рога поотшибаю, пасть порву, моргала выколю! Всю жизнь работать на лекарства будешь!

65200000

зрителей, по приблизительным подсчетам, посмотрели кинокомедию "Джентльмены удачи" в 1972-ом. В том году фильм стал лидером советского кинопроката. По смете 400 тыс. руб лента за год принесла около 30 млн руб прибыли. В начале проката спекулянты в кассах кинотеатров утром скупали все билеты на эту картину по 20 коп., а вечером продавали их с рук по 3 руб.

Сейчас вы читаете новость «"Рога поотшибаю, пасть порву, моргала выколю!"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі