четверг, 02 августа 2012 09:43

"Я могу быть полезным для работы среди петлюровцев"

 

"Приговорить его к высшей мере наказания - расстрелу", - такой приговор 29-летнему Александру Грудницкому коллегия Киевской губернской ЧК вынесла 28 августа 1921-го. Несмотря на то, что он был чекистским сексотом - "секретным сотрудником". Но до этого - повстанческим атаманом. И эту двойную игру ему не простили.

В марте 1921-го в Киеве основали Всеукраинский центральный повстанческий комитет. Его участники - студенты, учителя, государственные служащие, военные. Цель: свергнуть новоустановленную большевистскую власть и вернуть Украинскую Народную Республику. Возглавил комитет бывший эсер, студент-медик Иван Чепилко. А для военных дел пригласили студента юридического факультета Института народного образования Александра Грудницкого. Он в свое время возглавлял повстанческий отряд, который сражался с деникинцами и большевиками на Катеринославщине, нынешняя Днепропетровщина.

Первое задание Грудницкого - установить связь с известным на Киевщине повстанческим атаманом Юлианом Мордалевичем. В 1919-м тот вместе с другими повстанческими отрядами на какое-то время захватил Киев, выбив из него большевиков. Грудницкий разыскал Мордалевича и предложил ему возглавить Северную повстанческую группу, которая охватывала территорию между Бородянкой, Коростенем и Фастовом. Атаман согласился, и через несколько недель в Киев на явочную квартиру повстанкома приехал помощник Мордалевича и сообщил Ивану Чепилко, что атаман готов подчиниться повстанческому комитету.

Пока Грудницкого не было в Киеве, его избрали членом Всеукраинского повстанкома и назначили уполномоченным по военным делам на Левобережье. Это ему не нравилось, ведь в последнее время жил и работал учителем в селах Бородянской волости - на запад от Киева. Имел там связи с антибольшевистскими повстанцами и поддержку крестьян. Поэтому браться за работу не спешил. Вместо того выехал из Киева в район Бородянки, будто бы для налаживания связей с повстанцами. Пришел к командиру 224-го большевистского полка и донес, на каком из хуторов находится со штабом Мордалевич. Кроме того, там была намечена встреча с атаманом Орликом. Назвал пароль - "Шабля" - и численность охраны. После ареста Мордалевича Грудницкий надеялся занять его место. Для красных, которые уже несколько лет гонялись за этими повстанческими атаманами, информация была на вес золота. Они окружили хутор, кроме нескольких домов на околице. А именно в них находились повстанцы. Оказавшись на фланге красноармейцев, те обстреляли их из пулемета и, воспользовавшись суматохой, убежали.

Грудницкий стал агентом Киевской ЧК. Дальше он доносит на Ивана Чепилко и других руководителей повстанческого комитета. Но когда чекистские оперативные группы прибыли по указанным адресам, никого там не обнаружили. Подпольщиков об арестах предупредил сам Грудницкий. Потому что испугался, что будет разоблачен. Члены повстанкома спешно выехали из Киева.

В это время Грудницкий с изготовленными в ЧК фальшивыми документами с подписями Симона Петлюры и генерал-хорунжего Юрка Тютюнника в составе тайной группы объезжает Канев, Звенигородку, Умань и другие местности, где разоблачает сторонников антибольшевистского повстанческого движения. Вместе с ним ездит писатель Дмитрий Боронило, который думал, что разыскивает подпольщиков по указанию эмигрантского правительства УНР. Даже не догадываясь, что попал в чекистскую игру.

2 июня 1921-го в Киевскую ЧК поступила записка из губерниального партийного комитета, что сексот Грудницкий в действительности является повстанцем и связан с атаманами Мордалевичем, Орликом и Струком. Это могут подтвердить жители двух сел Бородянской волости. То есть он двойной агент. 28 июня чекисты его арестовали. Свое участие в повстанческом движении он объяснял желанием послужить советской власти. "В деревне, видя кругом себя петлюровский дух, я подделывался под него, - писал в заявлении главе Киевской ЧК Якову Лившицу. - Узнав, что в том районе оперируют бандиты, как Орлик, Струк и Мордалевич, я решил познакомиться с ними, тая в душе выдать их и таким образом заслужить доверие". Лившиц подозревал, что Грудницкий в действительности является повстанческим атаманом Шубой. Тот утверждал, что псевдонимы Шуба и Ангел использовал лишь для провоцирования петлюровцев. Оба были на слуху у людей, но в лицо атаманов знали немногие. Тем более, что в то время одинаковые прозвища имели несколько атаманов.

Во время дополнительного допроса 17 августа 1921-го, который стал для него последним, Александр Грудницкий пытался выпросить прощение: "Клянусь, что я думал только об одном: побольше захватить врагов советской власти. Итак, с поступлением в ЧК и партию я был честен. Мне больно, что после того, как я наконец стал на верную дорогу, я должен погибнуть. А потому, если нельзя изменить решения, скорее расстреливайте, а если можете простить, то я могу быть еще полезным для работы среди петлюровцев, монархистов, анархистов, буржуазии - я честно послужу советской власти и коммунизму".

Чекисты не поверили Александру Грудницкому, что он действительно перешел на их сторону и только изображал повстанческого атамана. Через 11 дней ему вынесли смертный приговор. Снимка Грудницкого в уголовном деле нет. Время и место расстрела не известны. Место захоронения тоже.

1200

человек арестовали в июне-августе 1921-го чекисты по делу Всеукраинского центрального повстанческого комитета. 132 из них предстали перед судом, а 45 были приговорены к расстрелу.

 

1892, 19 июля - Александр Грудницкий родился в городке Хорол Полтавской губернии. Закончил гимназию, учился в Киевском коммерческом институте.

1917, март - становится сотрудником "Робітничої газети" - центрального органа Украинской социал-демократической рабочей партии. Печатает свои публицистические и художественные произведения в украинских журналах, которые выходили в Киеве

1918 - при гетманате Павла Скоропадского учительствует, занимает должность уездного адъютанта в Золотоношском уезде Полтавской губернии. После отречения гетмана организует и возглавляет Золотоношский ревком, а впоследствии - уездисполком, ориентируясь на Директорию УНР, а с января 1919-го - на советскую власть. Вскоре вошел в Украинскую социал-демократическую рабочую партию (независимых). О большевиках высказывается враждебно.

1919 - становится одним из руководителей антибольшевистских выступлений в Среднем Поднепровье. Провозглашает себя главой созданного в Каневе украинского "Совнаркома", в противовес большевистскому во главе с Христианом Раковским. Возглавляет повстанческий отряд, который сражается с белогвардейскими войсками генерала Деникина.

1919, ноябрь - вступает в переговоры с Нестором Махно о создании украинской Красной армии и самостоятельной Украинской советской республики. Редактирует в Катеринославе махновскую газету на украинском языке "Шлях до волі" и газету украинских коммунистов "Боротьба".

1921 - участник Всеукраинского центрального повстанческого комитета, ответчает за военные дела. С мая 1921-го - тайный сотрудник Киевской губернской ЧК, участвует в ликвидации подпольных петлюровских организаций.

1996, 29 июля - реабилитирован из-за отсутствия совокупности доказательств, которые бы подтверждали обоснованность привлечения к уголовной ответственности. Справку о реабилитации никому не отправляли по причине отсутствия заинтересованных лиц.

 

Сейчас вы читаете новость «"Я могу быть полезным для работы среди петлюровцев"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі