среда, 18 апреля 2018 09:22

Зачем бизнесу прозрачные портовые сборы

Вопрос принятия Методики портовых сборов в Украине уже обсуждают больше года. Укрметаллургпром принимает активное участие в оптимизации ставок и обсуждении тарифообразования. Об этом говорит президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

  Президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков рассказал о последствиях завышенных портовых сборов в Украине по сравнению с зарубежными портами
Президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков рассказал о последствиях завышенных портовых сборов в Украине по сравнению с зарубежными портами

Портовые сборы в Украине в разы превышают сборы в сопоставимых зарубежных портах. Это имеет свои последствия для экономики Украины:

- необоснованно высокие издержки бизнеса при экспортно-импортных операциях в портах, что ограничивает расширение экспорта и развитие грузовой базы;
- неконкурентоспособность портов Украины;
- сокращения валютных поступлений и отчислений в бюджет;
- с учетом возрастающей доли морского импорта в структуре углей, закупаемых энергетиками, высокие портовые сборы — фактор роста стоимости электроэнергии для всех отраслей экономики.

Каленков заявил, что решение Кабмина об уменьшении портовых сборов на 20% с начала 2018 года — позитивное и правильное, но этого недостаточно. Такое решение не поможет нашим морпортам вновь стать конкурентными, снижение должно быть еще минимум на 50%.

Известно, что основная сумма (с 2018 года — 50%, до 2018-го — 75 %) прибыли портов идет в госбюджет.

"Вместе с тем целевые портовые сборы используются не по назначению: кроссубсидирование других государственных проектов, "выкачивание" остатка средств в виде дивидендов в общегосударственный бюджет", - отметил он.

Согласно приказу, принятому МИУ, часть средств направляется на финансирование дноуглубительных работ на Днепре — это до 1,3 млрд грн. Такого нет ни в одной стране мира. Часть этих средств, которые аккумулируются от одного источника, идет на финансирование совершенно других проектов, которые должны финансироваться из государственного бюджета.

Президент Укрметаллургпрома заявил, что все платежи, которые поступают в АМПУ от портовых сборов, должны быть целевыми и использоваться на дноуглубительные работы в морпортах, на развитие портовой инфраструктуры. Это поможет госбюджету страны.

Нужно чтобы решение о снижении ставок портовых сборов также сопровождалось решением о понижении ставки отчислений в бюджет от АМПУ.

В разработке портовых сборов основное участие приняли специалисты Мирового банка. По их расчетам, понижение ставок портовых сборов приведет к увеличению поступлений в бюджет в среднесрочной перспективе. Это решение поможет сгенерировать для экономики Украины дополнительных $825 млн дохода, или почти 1-процентный пункт дополнительного роста ВВП Украины.

  По мнению экспертов Всемирного банка снижение ставок портовых сборов на 63% является оптимальным
По мнению экспертов Всемирного банка снижение ставок портовых сборов на 63% является оптимальным

На стадии обсуждения остается спорный вопрос — инвестиционная составляющая портовых сборов. По одной из процедур утверждается инвестиционная программа порта, которая потом финансируется за счет портовых сборов со всех грузов, в т. ч. платежи по кредитам и компенсация частных инвестиций в гидротехнические сооружения.

Такой подход рискован:

- "раздутая" инвестиционная программа, сформированная с целью освоить бюджет, которая будет переложена в виде повышения портовых сборов на все грузы в порту;
- злоупотребления со стороны отдельных инвесторов с неокупаемыми проектами с последующей компенсацией затрат за средства АМПУ.

В Укрметаллургпроме нашли альтернативные варианты формирования инвестиционной составляющей для включения их в портовые сборы. Необходимо принимать решение о планах развития порта или согласование инвестиционного проекта только Советом портов, в состав которого нужно включить всех желающих грузовладельцев с долей 3% в общей перевалке.

Сейчас вы читаете новость «Зачем бизнесу прозрачные портовые сборы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі