четверг, 02 июля 2020 16:44

Выбираем героев на пустом месте, буквально молимся на них, а потом так же искренне втаптываем в грязь - режиссер
10

В столичном музейном комплексе под открытым небом "Мамаева слобода" состоялась премьера спектакля киевского Дикого театра "Красное, черное и снова красное". Жанр - анархический вестерн.

За полчаса до начала подхожу к территории музея, где воссоздали казацкое село Приднепровья конца XVII ст. Сквозь ограду видно два дуба и часть деревянного сооружения-сруба.

Сквозь металлические решетки отдаю билет охраннику в вышиванке с рацией в руке. Открывает калитку, улыбается и дает цветную карту музея размером А4 с миниатюрными изображениями всех 98 зданий.

На карте красным маркером нарисованы две стрелки - начало места действия и туалет.

По дороге к сцене прохожу несколько усадеб и деревянную церковь.

Подхожу к двум озерам с белыми и желтыми кувшинками. У воды стоят три женщины, ждут очереди сделать фото. Девушка в голубом платье и красном венке из искусственных ягод позирует на деревянном мостике с высоким парапетом, садится над водой.

"Смотри осторожнее, потому что кладка старушка, такой красоты не удержит", - шутит ее подруга в джинсах и белой футболке, делает фото.

Около усадьбы кузнеца, где скоро начнется действо, для зрителей оборудовали торговые ларьки - стоит перевернутый воз, уставленный бутылками с вишневкой, сливянкой и калгановкой.

"Где здесь карту местности можно на вишневку обменять?" - к деревянному столу подходит мужчина лет 30-ти. На нем - джинсы, вышиванка белым по белому и голубая защитная маска на лице. Отдает свой флаер девушке в вышиванке и плахте, с венком на голове. Она наливает порцию вишневки.

"Метко представление назвали, - говорит. Смотрит сквозь рюмку на свет. - О, красное вижу, когда там черное будет? А после опять за красным приду", - снимает маску с левого уха и отпивает из рюмки. Порцию настойки можно купить за 50 грн.

Где здесь карту местности можно на вишневку обменять?

Посетителей встречает директор Дикого театра Ярослава Кравченко. Она - в коротеньком красном комбинезоне, с черной сумкой-бананкой и в белых кедах.

"Дико соскучилась по всем, - говорит. - допивайте и прошу садиться".

Скамьи поставили прямо под вишнями. На одном из деревьев, над головами зрителей второго ряда начинают устраиваться куры.

"Нам было действительно сложно 100 дней не играть. Сегодня мы - первый театр, который представляет послекарантинную премьеру. Репетиции проводили здесь, в Мамаевой слободе, встретились в первый же день, как начал ходить транспорт. Актеры в спектакле - сплошной тестостерон, но они все были дико нежные, - говорит Ярослава, поднимаясь на лестницу, стоящую у дерева на импровизированной сцене. - Сегодня, как всегда, театр будет диким - будем немножко материться, говорить вещи, которые могут коробить - на русском, на украинском, будут психоделические моменты, поэтому первым рядам будет особенно весело".

"Представление об анархии," махновцах", но не о Махно, - рассказывает мне директор театра, отойдя от сцены. - Его мы увидим только в одном эпизоде ​​в конце. Специально оставили чуваком за кадром, чьи идеи живут, идут в массы, трансформируются , ретранслируются меняются, и черным флагом которого можно прикрыться и творить что угодно. Как всегда "Дикий" заглядывает немного вперед. Отслеживаем настроения в обществе и понимаем, что анархия - одно из направлений, куда сейчас может двигаться Украине. Хотим, чтобы зрители анализировали современность и понимали: то, что сейчас происходит - не в первый раз и пока не отработаем уроков - ничего хорошего не будет. А тех, кто засиделся по домам - хотим немного взбодрить ".

Автор: Facebook Андриана Галецкая
  Директор Дикого театра Ярослава Кравченко обращается к зрителям перед спектаклем
Директор Дикого театра Ярослава Кравченко обращается к зрителям перед спектаклем

Сценарий написали трое авторов, объединенных в творческое объединение "Пиратская бухта". Сажусь рядом с одним из них, заведующим кафедрой истории Украины Луганского университета Александром Набокой. Он - в джинсах, черной футболке и синих кедах Конверс - "В цветах повстанческого флага батьки Махно", - шутит автор.

То, что сейчас происходит - не первый раз, и пока не отработаем уроков - ничего хорошего не будет

"Мы, все трое авторов пьесы, родом из Слобожанщины, - говорит, - Спектакль является посвящением родному краю. С началом войны в Донбассе Луганск мне, к сожалению, пришлось покинуть, с 2014-го некоторое время я жил как переселенец в Ужгороде Закарпатье. "Пиратскую бухту" задумали там в марте 2017 года - буквально сидя в кабачке, на обсуждение идеи натолкнуло изображения "опришков" с оружием. Создали творческое объединение, которое актуализирует историческую тематику. Начали писать пьесы и сценарии для кинофильмов " .

Три года назад Александр вернулся в город Старобельск (Луганская область), преподает в эвакуированном из областного центра университете.

"Описали" махновские "истории на Слобожанщине столетней давности, поскольку заметили мистическую сходство с украинскими реалиями лета 2014 года. А в постановке" Дикого театра "добавилось еще больше современных смыслов", - рассказывает Александр.

Автор: Алексей Товпыга
  Батько Махно с Екатериной ждут ценный груз, который доставляют Крук с Бароном
Батько Махно с Екатериной ждут ценный груз, который доставляют Крук с Бароном

Сидим с ним под вишней, неподалеку от нас на упавшем древе настраивает инструменты ансамбль "Троїсті музики".

"Место действия в спектакле - родной Саробильськ 1920 года", - говорит Александр.

Началось представление. Сценой служит двор усадьбы кузнеца.

Слева - клуня, по ее крыше - иконы с лицами трех украинских президентов - Виктора Ющенко, Виктора Януковича и Владимира Зеленского - по центру. Поодаль стоит деревянный гроб. У сарая с иконами человек в одних трусах разбивает скарбонку для пожертвований, сбрасывает деньги в большой мешок.

"Да что же это Совершенный народ обеднел, - говорит протяжно "окая ". - Ничаго на церковь не дают, - слышит выстрелы, матерится, а потом крестится".

Батюшка в трусах получает вилами иконы с крыши, хватает лик Зеленского и прикладывает к груди.

Автор: Алексей Товпыга
  Актер Сергей Солопай в роли отца Онуфрия держит в руках икону с лицом Зеленского
Актер Сергей Солопай в роли отца Онуфрия держит в руках икону с лицом Зеленского

На сцену выбегают двое вооруженных мужчин - один в зеленом бархатном камзоле, белой рубашке с жабо и зауженных книзу брюках. Одной рукой поправляет на голове фуражку с белым цветком, а после - очки с круглыми стеклами. Его спутник - в безрукавке из меха и высокой белой шапке, тянет за шею "красного комиссара" с мешком на голове.

Расспрашиваю Александра о том, что происходит на сцене.

"Оба мужчины - анархисты. Петр Крук, то, что в шкурах - герой галицких фронтов. Постоянно вспоминает о своем боевом опыте во время Первой мировой. Таких людей в 1920-х на Слобожанщине было много. Он дезертировал из армии, принес с собой ствол - и в любой момент готов был его использовать для борьбы с различными врагами. Посттравматический ветеранский синдром и сложная жизнь в последние годы дезориентировали Крука как личность, сделали кровавым парнем, несмотря на природную доброту и хозяйственность. Но на самом деле Петр Крук - "дитя земли "с чисто украинским отношением к ней как матери ".

К нашей скамейке подходит серая кошка, трется о ноги.

Жизнь в последние годы дезориентировала Крука как личность, сделало кровавым парнем

"Петр пошел к анархистам, потому что у тех не было в планах забирать землю у крестьян, ни сидеть на их шее и отбирать урожай, как это делали "красные ".

На сцене анархисты говорят с батюшкой, тот наконец выпускает из рук икону Зеленского. Махновцы ругаются между собой за потерянный ценный груз.

"Просрали обоз, но что тот обоз. Ты вообще понимаешь, Крук, что тебе батько Махно сделает за утраченную бархатную коробочку? Привяжут к телеге по причиндалы. Как можно "справа" и "слева" путать?" - кричит Валеон Барон в очках, грозит Круку пистолетом.

"Параллельно с тем, что я воюю с" красными "за независимость, за свои идею - то у меня еще и идет война за сознание Петра Крука, которая никак не поддается, не идет навстречу, - комментирует исполнитель роли Барона актер театра" Золотые ворота" Орест Пастух. Играет в другом составе спектакля. - Мой персонаж - человек с высшим образованием, он видел мир, много читал, им руководит рацио. Барон - собирательный образ всех революционеров-романтиков, которые в тот период свято верили, что отколовшись от Российской империи, у нас есть шанс получить не просто свое государство, а прогрессивную, передовую страну. Показываем попытки образованного пласта сдвинуть с места народ, понять народную глубину - чем он руководствуется, что происходит в его голове, почему именно такая логика его поведения, мыслей. ведь 100 лет назад украинские крестьяне повелись на призыв "Землю крестьянам" - и пустили на свою же территорию армию большевиков - а это закончилось Голодомором.

На сцену выбегают двое большевиков Дуб и Пацюк - один в расстегнутой моряцкой шинели и фуражке, другой в серой шинели и буденовке. Набрасываются на отца Онуфрия, чтобы выбить информацию. Дуб получает ножом из котелка отцу вареники в сметане, вкусно их поедает - этим шантажирует батюшку.

Автор: Дикий театр
  Дмитрий Усов в роли Дуба поедает из котелка вареники
Дмитрий Усов в роли Дуба поедает из котелка вареники

"Махновцы захватили голову крайкома ЧК товарища Дашева, а Дуб и Пацюк - из его карательного отряда, - объясняет Александр Набока. - Функция крайкомов была контролирующая, тогда на Слобожанщине, как и везде в селах, осуществлялась продразверстка, это сопровождалось стихийными выступлениями крестьян. В уездных городах были крайкомы чекистов с целыми отрядами - в случае необходимости подавляли восстания и проводить акции устрашения. Хотя официальная советская историография и утверждала, что Советы пришли в феврале 1919-го "победоносно", но в Старобельске до 1923 массово создавались различные повстанческие течения - и не только под руковолством Махно ".

Показываем попытки образованного пласта сдвинуть с места народ, понять народную глубину

На сцене Петр Крук кормит бананом маленького черного кабанчика, называет его Николашка ІІ.

"Два часа назад поймали этого пакостного поросенка, - смеется исполнитель роли коммуниста Дуба Дмитрий Усов. Подходит к нам с Набокой. - Проснулись в нем кабанские гены - сбежал и по Мамаевой слободе носился. Загонщиками побыли втроем с" батюшкой "и Андреем Кронглевським, который играет Петра Крука. Хорошо, что попало в кучу веток. Если бы не поймали - все, не было бы представления, - смеется. - Это Андрей же сам придумал для роли свинюку. Пришлось быстро искать, директор купила через интернет и привезла. На самом деле поросенок - девочка, но Николашка ІІ органично в спектакль вписалось".

На сцене красный комиссар Дашев щеголяет сапогами перед Петром Круком, держит над ним длинную саблю, общаются о войне и оружие. Крук завистливо смотрит на обувь комиссара.

Автор: Алексей Товпыга
  Дмитрий Олийник в роли комиссара Дашева рассказывает о недостатках украинцев
Дмитрий Олийник в роли комиссара Дашева рассказывает о недостатках украинцев

"А знаешь, что человека можно разрубить пополам, если верно прицелиться?" - Дашев заносит саблю над Петром.

Позади красного комиссара появляется солдатская вдова Екатерина. Она - в длинной черной юбке, с платками на голове, завитыми как чалма, лицо женщины вымазано грязью и кровью. На груди у вдовы - ордена разных армий. Она вынимает саблю из рук Дашева.

"В тот момент я олицетворяла смерть, которая выбирает, кого оставить, - рассказывает исполнительница роли Катерины Наталья Кобизька. Неподалеку от сарая гример мажет ее искусственной кровью. - По сценарию у меня было всего несколько сцен. В п ' пьесе Катька - солдатка и некая девушка-утешение для местных и заезжих в село военных. Но Максим Голенко позволяет актерам быть соавторами роли - и мы вместе решили поэкспериментировать, сделали Катю глубже, чем просто проститутка. решили, что Екатерина должна вершить судьбы мужчин. У нас она - насквозь аллегорический образ - олицетворение земли, войны, анархии сверхъестественной ведьминской силы и даже смерти. В какой-то момент Екатерина показывает, что она слабая - "приходи, утешься, все будет хорошо", но если что-то не по ее - то в буквальном смысле летят головы".

Актрисе художник по костюму Юлия Зауличная мостит на голову еще один платок - говорит, чтобы была как Мамай.

"Хочу, чтобы наш спектакль вызвал у зрителей определенный страх, - добавляет актриса, идя на сцену, - говорю своим образом: я должна убивать, должна вас чистить, но я не могу уничтожить всех. Мы умрем - и что? Мне же нужны сознательные хорошие люди. Эта чистка нужна для того, чтобы оставить мать-анархию в прошлом - и пусть будет только хранительница-земля, которая даст плоды. "Не хочу больше смерти, хочу давать жизнь".

Говорю своим образом: я должна убивать, должна вас чистить, но я не могу уничтожить всех

Посреди сцены Петр Крук убивает комиссара, отрубив голову, снимает с него сапоги.

"Сам концепт нашей пьесы антивоенный, но показываем кровавые сцены, абсурд, гротеск, который, между прочим, не является вымышленным, - рассказывает Александр Набока. - В 1919-1920 годах, когда Украина буквально превратилась в Дикий Запад, такое вполне могло быть. На сцену с головой Дашева натолкнули архивные фото тех лет. на них - советский активист, которому отрубили голову сторонники известного в наших краях повстанца по фамилии Каменюка. "Зверство банды Каменюки", - так когда-то подписали фотографию.

Отпивает липовый чай из стаканчика.

"Крук дружелюбно общается с Дашевым, у них есть общая тема, они любят оружие, и это даже повод для побратания, - говорит. - Но в какой-то момент у Петра срабатывает ветеранский синдром и он рубит комиссару голову. Сапоги Крука интересуют как наиболее ценная вещь . В 1919-1920-х ограбить или даже убить за дорогу одежду - не было чем-то исключительным. Общая нехватка всего делала людей "дикарями". Нил Ґейман, автор "Американских богов" писал, что от цивилизации к дикости человека отделяет пропускания всего одного приема пищи. Я как человек из прифронтовой территории лично был свидетелем, как война порождает ненависть. в тех условиях, в которых сейчас находятся украинцы - мы недалеко от того, чтобы ненависть раскалилась до критической отметки, но слава Богу, пока она не переходит границу. пока что украинское общество пытается сохранять трезвость и толерантность ".

Автор: Алексей Товпыга
  Наталья Кобизька в роли Екатерины помогает убить красного комиссара
Наталья Кобизька в роли Екатерины помогает убить красного комиссара

На сцене Валеон Барон и Петр Крук выбирают среди публики на скамейках "предателя-коммуниста". Проводят вече.

Пока Валеон Барон говорит к зрителям, Екатерина подходит к мужчинам в зале и ощупывает их карманы.

- Давайте выбирать предателя демократическим путем, - восклицает Барон. - Кто хочет, чтобы закончилась война? Чтобы выросли пенсии? Чтобы были хорошие дороги? И дешевый газ!

- Какой газ? - кричит ему Крук.

- Тихо, у нас это всегда работает.

Зрители аплодируют. Из зала выбирают коммуниста и выводят на сцену.

Екатерина на коне, которого ведет казак с чубом в вышиванке, "выгоняет" публику на другую локацию.

"Вот здесь нас и расстреляют, - комментирует девушка в белом платье с венком на голове. - И знаешь, что это представление, а как-то стремно, - смотрит на спутника. Идем с Александром Набокой по неосвещенной дороге между деревьев.

Вблизи озера стоит парень в черной майке и ярко-красных джинсах. Говорит по телефону.

"Представляешь, сделали иконы с Ющенко и Яником, а посреди спектакля разбили икону с лицом Зеленского, - говорит в трубку. - Ну просто тебе намек на третий Майдан".

"А у нас в Украине постоянно так, - комментирует режиссер спектакля Максим Голенко. - Выбираем героев, богов на пустом месте, буквально молимся на них, а потом так же искренне в них разочаровываемся и втаптывает в грязь. Один из самых ярких примеров из последних лет - Надежда Савченко. от полной героизации - к интоксикации. Интересуюсь вопросом восприятия героики украинцами - и сделал вывод, что такой процесс становления и уничтожения украинского героя - он постоянный. Иконы предложила сделать наша художница, мы решили, что это довольно интересный ход и воспользовались им. Смыслов о третьем "Майдане" не закладывалось, но зрители "Дикого" постоянно находят новые месседжи.

Автор: Алексей Товпыга
  Андрей Кронглевський в роли Петра Крука кормит поросенка
Андрей Кронглевський в роли Петра Крука кормит поросенка

Идем мимо деревянные постройки. Рядом с нами проходит сотрудница музея, кивает актеру Дмитрию Усову.

"А я все за этих девушек и парней волновался, которые здесь работают, - улыбается актер. - Они спокойны, у них здесь не так, как снаружи течет время - а" Дикий "все-таки дикий. Когда после карантина собрались на репетицию, то видел несколько испуганных взглядов от "местных" - ну да, слышали мат, "члены", коммунисты и что у них на территории рассказывают о партии и Ленине. А вчера после премьеры пообщались, то, вроде, все понравилось. Поняли, что мат кокаин и пиструны - не просто ради хайпа - определенные смыслы продуцируем, а эти смыслы им близки ".

Автор: Алексей Товпыга
  Актриса Наталья Кобизька в роли солдатки Екатерины выгоняет зрителей на локацию к озеру
Актриса Наталья Кобизька в роли солдатки Екатерины выгоняет зрителей на локацию к озеру

Актриса Наталья Кобизька, которая играла Катю, спускается к выходу из музея уже без грима и в длинном цветастом платье. К ней подбегают две девушки, за ними идет парень:

"Ты была такая, что тебя хотелось трогать", - выкрикивают.

"Спасибо, я старалась, - улыбается Наталья. - Если это вызвало сексуальное желание - пусть будет. Чтобы рождались хорошие люди. Слышала другой отзыв: все это смешно, но на самом деле это было так страшно, - поправляет волосы. - Чем резче говорим о проблемах или недостатках - для зрителя это больно, он пытается от этого избавиться, но заставляет задуматься. в спектакле "Дикого" "Женщина, сядь" о психологическом домашнем насилии - наблюдала сильное влияние на публику. Бывает такое, что зритель покупает билеты в первый ряд , а затем пытается уйти - не выдерживает напряжения. При том, что публику заранее предупреждают, что это очень специфическая вещь.

Для зрителя это больно, он пытается от этого избавиться, но заставляет задуматься

Там есть камерная сцена, в которой зрители выполняют роль приглашенных на свадьбу, когда публика собирается вокруг свадебного стола - актер чувствует их настроения. По многим видно, что проблемы, которые поднимаем, есть в их семье. На одном из показов муж начал подстрекать жену: "Идем, что за херня!" Женщина сидела вся заплаканная. И это то, что они другу не скажут: "Чувак, блин, ну нам нужно что-то делает, я не хочу финала этой пьесы в нашей жизни". Но по крайней мере они это почувствуют. Такое воздействие современного театра. Одна моя знакомая постоянно приходила на нашу спектакль "Быть снизу", попросила сбросить финальный монолог. Затем рассказала, что отменила свадьбу: поняла, что не хочет замуж за этого человека ".

Представление длилось около двух с половиной часов до 22. 30.

Следующие показы "Красное, черное и снова красное" в "Мамаевой слободе" 23 и 24 июля.

"Коммунистическая власть официально установилась в Старобельске на Луганщине в феврале 1919-го, - рассказывает историк Александр Набока. - До этого - в 1918 году на Слобожанщине поддерживали правительство Скоропадского, некоторое время здесь были "белые казаки ". В 1920-м, воюя с "большевиками" вблизи города Изюм под Харьковом, Нестор Махно получил ранение в ногу и требовал лечения. Когда начали искать больницу - оказалось, что в Старобельске есть подходящая. Захватив город, Махно получил медицинскую помощь, а после даже провел парад, положив раненую ногу на барабан. 2 Октябрь 1920 в Старобельске он заключил очередное соглашение с большевиками о борьбе против белого генерала Врангеля, добился в "красных", чтобы они предоставили ему определенную территорию для государственных проектов. Тогда в городе были уверены, что именно Старобельск вскоре станет столицей анархистов ".

Сейчас вы читаете новость «Выбираем героев на пустом месте, буквально молимся на них, а потом так же искренне втаптываем в грязь - режиссер». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі