четверг, 13 июня 2013 10:07

В театре имени Ивана Франка готовят спектакль о неутешительной жизни украинцев

В театре имени Ивана Франка готовят спектакль о неутешительной жизни украинцев

Пьесу одного из самых известных современных украинских драматуров Натальи Ворожбит "Квітка Будяк" ставит на франковской сцене Станислав Моисеев. Выбрав для первой постановки в качестве художественного руководителя Театра им. Ивана Франко "Маклену Граса" Николая Кулиша, режиссер решил ее осовременить, перенеся коллизии экономического кризиса конца 20-х, начале 30-х годов прошлого века на нынешние украинские реалии.

"Ища пьесу, я получал интересные советы, среди которых была даже пьеса Стриндберга, - рассказывает Станислав Майсеев. - Однако я остановился на пьесе Кулиша, у меня не было никаких сомнений, что "Маклена Граса" как никогда резонирует с нашими реалиями, а для меня это всегда важно. То, что мы делаем, должно пробиваться не только к разуму, но и к сердцу зрителя. Впоследствии возникла мысль о том, чтобы адаптировать пьесу к украинской действительности. Так начался диалог с Наташей Ворожбит. Наконец, мы пришли к выводу, что надо или делать новый текст по мотивам Кулиша, или оставить классический текст таким, какой он есть. В результате родилась новая пьеса, которая сохраняет основную сюжетную линию "Маклены Грасы", ее тему. Я не люблю краткие определения темы произведения, потому что они сужают его внутренний мир. Однако, зная, что вопрос о теме всегда возникает, я нашел для себя формулу того, о чем мы делаем спектакль. Поскольку пьеса завершается выстрелом, я хотел бы, чтобы наш спектакль был о выстреле в несправедливость".

Свою последнюю нам известную пьесу "Маклена Граса" Кулиш написал в 1933-м году на основании реальных событий. В польской прессе за несколько лет до того промелькнуло сообщение об одном обанкротившемся капиталисте, который за вознаграждение подговорил нищего, чтобы тот убил его. Выплата солидной страховой суммы должна была спасти семью отчаявшегося от неизбежной нищеты.

Такими неутешительными были реалии тогдашней жизни Европы, отчасти Польши, в которую, как мы помним, в те времена входили западноукраинские земли. Еще худшая участь постигла тех украинцев, которым пришлось жить в Советской Украине. Совершенный Москвой на наших землях геноцид не шел в сравнение ни с одними капиталистическими кризисами. Кулиш, всегда писал на злободневные темы, в "Маклене Грасе", хотя действие и проходило в панской Польше, рассказывал, конечно, про неутешительную украинскую жизнь. За что вскоре и поплатился, сначала Соловками, а затем, в 1937 году - расстрелом.

Между тем, Европа после Второй мировой войны постепенно викарабкалася из нищеты и, несмотря на современные экономические кризисы, старается больше не допускать, чтобы на улицах ее городов появлялись люди, которым нечего есть, и негде жить. Украина, к сожалению, только географически относится к Европе. Что же касается ее социально-экономических и политических реалий, то их она все еще формирует по сценарию Москвы, всегда пренебрежение элементарными потребностями и правами человека.

Собственно, "Квітка Будяк", написанная Ворожбит по канве сюжета "Маклены Грасы", и является выразительным фрагментом того сценария жизни, который нынешняя украинская власть предлагает человеку. Освобожденный из обанкротившегося предприятия отец Квитки (Будяк - их фамилия) больше не сможет выплачивать кредит, который взял, чтобы приобрести квартиру. Чем это обернется - известно: мужчина с двумя дочерьми (их мать умерла) вскоре окажется на улице. Ко всему, младшая сестра Квитки - инвалид, и чтобы поддерживать ее существование, нужны дорогие лекарства. Что делает большинство наших людей в таких случаях? Правильно, начинает пить. И если Граса с Кулешового произведения болел астмой, то Будяк упал в алкоголизм. Вот такие метаморфозы произошли с Украиной и ее народом за восемьдесят лет "прогресса".

Семья Будяка представляет одну, большую часть современного украинского общества. К другой входят персонажи, которые становятся владельцами фабрик и заводов и думают, что они - хозяева жизни. Однако, сама жизнь показывает нам всем, кто в доме хозяин. И показывает так убедительно, что некоторые из нуворишей, не выдержав его жизни, правды, даже пытается покончить с собой. А еще в пьесе незримо присутствуют политики с их социальной демагогией. Нет здесь только тех, кто может сказать о себе, что он счастлив.

Если посмотреть вглубь "Квітки Будяка", то в ней за социально-политическим пафосом можно выявить и философский смысл: мы не способны быть счастливыми, потому что не знаем, где его счастье, искать.

"В начале сама пьеса, написанная по мотивам известного произведения Кулиша, вызвала у меня внутреннее сопротивление, - признается Богдан Бенюк, играющий в спектакле одного из современных "хозяев жизни". - Однако, сценография Андрея Александровича вселила в меня надежду и ожидание, что может получиться интересный современный спектакль о проблемах нашего времени. Ко всему мы работаем с хорошим режиссером, который все делает взвешенно, спокойно, не склонен к поспешным выводам. Станислав Моисеев мне напоминает Сергея Владимировича Данченко - он так же подвержен глубоко копать, думать, анализировать и предлагать актерам уже хорошо продуманные вещи".

Кроме Богдана Бенюка в спектакле заняты Владимир Абазопуло, Ирина Дорошенко, Остап Ступка, Дмитрий Риболевський, Ярослав Гуревич, Ксения Баша и другие актеры. Премьера спектакля запланирована на начало следующего сезона, а в конце июня, возможно, будет устроен общественный просмотр.

Сейчас вы читаете новость «В театре имени Ивана Франка готовят спектакль о неутешительной жизни украинцев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі