суббота, 26 декабря 2015 14:49

"Украинских артистов десятки, которые ездят в Россию выступать по сей день"

"Украинских артистов десятки, которые ездят в Россию выступать по сей день"

Что было "Перемогою", что "Зрадою" в украинской музыке 2015 года беседуем с Игорем Панасовим, музыкальным критиком, шеф-редактором интернет платформы Cultprostir.ua

"Перемога"

Безусловной и главной победой уходящего, для современной украинской музыки стало то, что ее существование и развитие принимается как очевидный факт все большим количеством людей. Публики на концертах отечественных групп, которые идут в авангарде музыкального процесса, становится все больше. Список интернет-медиа, пишущих о новых артистов и веяния в стране, все длиннее. Коллективов, профессионально растут, немало. Качество клипов - выросло.

Количество сильных дебютов - тоже. Форматная поп-индустрия, которая всегда ориентировалась на сомнительный вкус ориентированных на российский рынок украинских исполнителей, начала реагировать на новые имена: в недавно озвученном списке номинантов премии Yuna, например, присутствуют O.Torvald, Mari Cheba и The Erised. "Злива" в исполнении Андрея Хлывнюка и Джамалы имеет шанс стать песней года. На мой взгляд, одна из главных, написанных когда-либо на украинском языке. Все это - серьезные сдвиги.

Безусловные ньюсмейкеры и авторы приятных сюрпризов в 2015 году - не только те, кто нашумевший в прошлом году и сохранил высокий уровень полета в нынешнем. Обо всем, что сейчас делают "Вагоновожатые", уместно писать диссертацию или поэму. На концертах их лидер Антон Слепаков в два прыжка над сценой преодолевает путь от профессионального артиста в юродивого и обратно. В текстах копания на километры вглубь, ослепительная самоирония. И неповторимый феномен - композиция "Хундертвассер хунта". Песня уникальна, грандиозный антифашистский заряд и кричащая злободневность которой не мешают ей быть фактом искусства с большой буквы. Нетленка, безнадежно далека от сегодняшних и, как правило, творчески беспомощных патриотических порывов.

То, что происходит с певицей Джамалой последние полтора года - это прецедент не только для украинской музыки, но и для украинского общества. Каждый ее выход к публике с большим концертом - это обозначение нового уровня, новой взятой высоты. Личностной, артистической, вокальной, какой угодно. Ее пластинка "Подих" - первая успешная попытка в украинской музыке создать поп-альбом о любви языком, не расплющенном под тяжелыми колесами клише.

"Pianoбой" два года назад выпустил крайне неожиданный альбом "Не прекращай мечтать". Им Дмитрий Шуров показал, что его действия лежат вне зоны комфорта слушателя, вне предсказуемости. Полноформатный альбом в Украине постепенно превращается в не обязательный формат. В этой динамике масса причин, включая объективные экономические. Даже те, кто все-таки выпускает долгоиграющие пластинки, не особенно обеспокоены рождением стройных концепций. Таких цельных альбомов-высказываний, как у Piаnoбой, не не родил ни один украинский артист медийного уровня.

В его пластинке этого года "Take Off" с самого начала чувствуется глубокая прошивка всех элементов на генетически звуковом уровне. Каждый перепад настроения и поворот тематики песен, каждое аранжировочное решение работает не только на самого себя, но и на общий результат. Этот альбом похож на ораторскую речь, в которой есть свои кульминации, надломы, тихие места, эмоциональные взрывы и даже красноречивое молчание. Здесь нет ничего взятого с потолка, а порядок слов и звуков предельно важен.

Группа "Гапочка" и альбом "Лови мої слова" - это чувственный, тонкий, многогранный, женственный, любвеобильный, разнокалиберній по эмоциям, единій по плотности подачи инди-поп с душой.

Lika Bugaeva четыре года назад пела в телешоу "Голос страны" под патронатом лидера "Ночных снайперов" Дианы Арбениной. Около двух лет назад собрала группу, которую назвала собственным именем. Летом прошлого года выпустила дебютную пластинку "Finally I See", известие о выходе которой утонула в грохоте первых обстрелов на Донбассе. С осени прошлого года по осень этого выпустила несколько синглов и клип на композицию "Fly Away". На мой взгляд, это одна из лучших песен на английском, когда-либо написанных в Украине. В начале октября синглы и еще несколько песен собрались в мозаику второго альбома - "Zetetic". Лика особый артист - тот, у которого второй альбом интереснее, тоньше, красивее чем первый. Это означает, что певица умеет не только транжирить кредит таланта, но и умножать его.

Сильные альбомы выпустили также Иван Дорн, Gutzul Magik Foundation.

Новую порцию радостей принесла нишевая рок-сцена, где флагманом выступают Stoned Jesus, в которых получилась очень достойная новая пластинка.

Этот год стал периодом возрождения фестивального движения - после понятного затишье в 2014-м. И хотя уровень организации многих из форумов вызвал лавину критики, такие события, как Atlas Weekend, Zaxidfest, 16+, "Прекрасный город", "Страна грез", "Джаз Коктебель" и музыкальную программу ГОГОЛЬFEST можно записать в актив.

Важный пункт также - большое количество крупных и не очень турне, которые наши артисты дали за рубежом, в том числе за океаном. "Океан Эльзы", "Бумбокс", Иван Дорн, 5nizza - все они отличились поездками за океан. ONUKA только из-за нелепого стечения обстоятельств, связанных с оформлением виз, еще не преодолела тот же маршрут.

"Зрада"

Единственной формой измены для меня есть желание плевать в колодец, откуда черпает силы Украинская музыка и, вслед за ней, слушатели. Таких недовольных в 2015 году тоже хватало. Но я верю в то, что будущее не за ними, а за теми, чье сердце способно расслышать важнейшие ноты, которые рождаются в Украине, и нести их по жизни, несмотря ни на что.

Речь идет о зависти, когда менее популярные завидуют более популярным, имеют предвзятое отношение к успеху тех, кто его достиг.

Очень разозлил скандал по поводу гуру "5nizza". Украинских артистов десятки, которые ездят в Россию выступать по сей день. Просто не все так заметны. Например группа из Харькова "Pur: Pur" целые туры дает, но никто на них за это не бросается. А "5nizza" более талантливые, выразительные, эффектные, культовые. Из-за этого стали предметом для травли. На протяжении года всячески защищал эту группу, при этом понимая чувства тех, кто нападает. Интервью наших ребят телеканалу "Lifenews" - это безусловная глупость, которую они сделали. Не нужно им было туда идти. Как и в случае с поэтом Сергеем Жаданом, который пригласил поэтессу из ЛНР в Харьков на форум, где должны были обсуждать проблемы взаимодействия Украины и Донбасса, самосознание нынешнего украинского общества. Жадан как один из организаторов этого мероприятия для диалога привез давнюю знакомую Елену Заславскую, которая не скрывает своей неприязни к современной Украине. За это Сергей был просто оплеван нашими патриотами, назовем их так. Дошло до того даже, что говорили: мало тебе морду набили тогда, весной 2014-го.

Примерно то же происходит с группой "5nizza" из-за гастролей в Москве. Хотя, слава Богу, тема ушла. На данный час все остались при своем. Травлей занимались журналисты, менеджеры, не скрывал своей неприязни к коллегам Антон Слепаков. Его трудно заподозрить в творческих ревности, он слишком принципиальный в этой позиции.

Каждый из украинце в ​​меру своих сил переживает сейчас ситуацией в стране. Разную позицию, реакцию определяет опыт и информация, полученная непосредственно. У кого-то на востоке друг погиб, кто-то и на сто километров не приближался к этой линии фронта. Мы не в праве никого обвинять.

При том, что дуэт "5nizza" одно целое, его участники Сергей Бабкин и Андрей Запорожец совершенно разные люди. Последний уже много лет живет на Бали вне информационных потоков. И его реакция на данный момент связана с тем, что он не хочет занимать какую-то позицию конкретную, чего от него требуют критики группы.

Он ее никогда не занимал и для него, что бы ни происходило в мире, это не повод эту позицию занимать. Это личный путь человека, он его выбрал, задолго до событий, которые происходят на его родине.

Никого не интересовало, что происходит с этим человеком. Слушали песни, кому-то нравилось, кому-то нет. А здесь появились какие-то требования. Понять же, как человек жил до того, как она строит отношения с миром, можно было и раньше. Пообщавшись с ним, понял, что он по-прежнему занимался самосовершенствованием и продвижение ценностей, связанных с любовью, дружбой, миром, взаимопониманием между людьми. Картина вокруг поменялась и мы стали по-другому реагировать на это. Но его это не сбивает с пути. Рад, что у него достаточно внутренних сил не поддаваться этому.

С Бабкиным несколько иначе. Он живет в Харькове, никуда не ездит надолго, играет в театре, выпускает сольные альбомы. Его отстраненое поведение в рамках "5nizza" и реакция на травлю связано с тем, что он очень сильно погружен в артистическую жизнь и это тоже не новость последних двух лет. Бабкин всегда был таким. Видел спектакль с его участием, где он Дракулу играет, это очень сильно, это мощное эмоциональное погружение. Теперь представьте театр, музыкальная карьера, семья, огромное значение которой Сергей не скрывает - как при такой многолетней загруженности он может реагировать на события, к которым он не очень привязан.

Оба они не опытны, не умеют быстро адекватно формулировать, чтобы всем остальным стало понятно, в каком состоянии они находятся.

Масла в огонь конфликта еще добавила ограниченность тех, кто на них нападает, не пытаясь разобраться.

Был на трех концертах "5nizza" в течение года. Мне не надо доказательств каких-то еще для того, чтобы мне стало понятно, почему группа хочет. Своим творчеством они делают очень большую работу для того, чтобы люди на территории, где они выступают, перестали ненавидеть кого-то, стрелять в кого-то, желать страданий кому-то. Их музыка отменяет подобные чувства и отношение к миру, если человек к ней приближается и начинает контактировать.

Не говорю, что человек, побывавший на их выступлении, не возьмет автомат и не поедет воевать с "фашистами" в Украине, но в песнях "5nizza" много такого, что способно ее остановить. И поэтому я только за то, чтобы они выступали где только возможно.

Группой "Гайдамаки" до недавнего времени Украина могла гордиться.

В нынешнем альбоме "Укроп" его музыканты начали передавать какие-то эмоции, смыслы, связанные с тем, что происходит в стране, с войной на Донбассе и в результате пострадала эстетическая сторона. Мне скучно такое слушать. Потому что это лозунги, а не песни. "Гайдамаки" выглядят как люди, которые обчитались новостей и не могут с этим ничего сделать.

Родственный с ними группа "Козак систем" в этом смысле куда более интересна, тожеесть плоские моменты, но они над энергией работают музыкальной, а не над тем, чтобы застенографировать текущие события.

Никогда никого не обвиняю, просто стараюсь понять. То, что происходит со страной, накладывает отпечаток на все, что бы человек ни делал.

Корни проблем в последствиях расшатанности нашей психики. Лишились постоянных устоев жизни, мы все пытаемся понять, где добро, где зло, как себя вести, какое отношение к событиям в мире вернее.

Переживаем в зависимости от того, у кого какие качества характера более выразительные. У кого-то больше зависти, у кого агрессия накопилась, у кого личная история может за этим стоять. Если музыкант сильно погружен в социальный процесс, безусловно, его творчество начинает деформироваться.

"Гайдамаки" ездили в АТО, выступали перед военными. Многие другой активности гражданской проявляли. Далеко не у всех артистов после такого остается на творчество времени, сил, нервов. Хотя, например, у группы "Антитела" немного лучше, на мой взгляд, это получается. Песня "У книгах" одна из лучших на тему войны и нынешних событий. Там более искусно переданы чувства, которые наполняют любого здравомыслящего украинца сегодня.

Сейчас вы читаете новость «"Украинских артистов десятки, которые ездят в Россию выступать по сей день"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі