понедельник, 29 апреля 2019 21:46

Украинцы не хотят видеть себя реальными. Им важнее миф - Андрей Алферов

Украинцы не хотят видеть себя реальными. Им важнее миф - Андрей Алферов
"Вопрос в том, хотят ли украинцы смотреть в экран, как в зеркало, или они снова хотят мифы и сказки?" - Андрей Алферов. Фото: facebook.com

Церемония вручения третьей Национальной кинопремии "Золота дзиґа" состоялась в киевском конгрессно-выставочном центре "Парковый". Отметили кинематографистов в 20 номинациях. Лучшим фильмом 2018 года назвали "Донбас" Сергея Лозницы.

Во время мероприятия Gazeta.ua пообщалась с кинокритиком Андреем Алферовым о победителе, изображении Украины в фильмах и пути развития украинского кино.

Какие впечатления от выбора лучшей ленты?

- Победа ленты "Донбас" была предсказуемой. Фильм доказал свое качество, художественную состоятельность и актуальность еще в прошлом мае на Каннском кинофестивале (Получил приз за лучшую режиссуру в программе "Особый взгляд". - Gazeta.ua). В общем когда вручаются такие премии - это касается и "Оскара" тоже - больше очков сразу у картины, которая уже завоевала какие-то награды ранее. И Канны - это слишком высокого уровня экспертная оценка и признание. Проигнорировать это было бы бессмысленно.

Конечно, не только участие и приз в Каннах является уже само по себе победой. Это сыграло важную роль, но это не последний аргумент в пользу работы Лозницы. Нам нужно дать ответ на вопрос о сегодняшнем дне. Почему мы так живем? Что с нами происходит? Почему мы поделились на таких и таких? Почему происходит кровопролитие на Донбассе? Это невозможно понять через публицистику. Лишь через художественное осмысление. А "Донбас" и является таким художественным осмыслением всего того, что происходит в современной Украине. Это как с поэзией. Ты о любви больше понимаешь через стихи, чем через какую-то публицистику.

По словам главы Госкино Филиппа Ильенко, "украинцы чаще хотят видеть в фильмах "глянцевую" презентацию страны, иногда путая киноискусство с рекламой". Так ли это, по вашему мнению?

- Да, согласен. У нас несколько незрелое общество. Важнее казаться, чем быть. Это только во Франции можно снять фильм о скандале с католическим священником-педофилом ("По воле божьей" Франсуа Озона. - Gazeta.ua), и французы ходят на это кино. А у нас невозможно такое снимать. Может, потому что Украина в целом такая поэтическая, мифотворческая страна, где миф важнее реальности.

У нас вообще реалистического искусства нет как такового. Мы только сейчас избавляемся от поэтического кино, которое было в определенной степени художественным проклятием. Ничего внятного. Поэзия поэзии. Такая абстракция, что при просмотре ничего о себе не понятно. Это как смотреть в стенку, а не в зеркало. И украинцы не хотят видеть себя реальными. А такими, как рисовал себя бывший генпрокурор Пшонка в тогах, дорисовывая свое лицо к фигуре Юлия Цезаря. К сожалению, есть такая черта.

Даже если вы прислушаетесь к политической риторике, то там часто раздается: "Мы должны продемонстрировать". Потемкинские деревни - это наше, украинское. Для нас фасад и то, что люди о нас подумают, важнее сути. А американцы, французы, немцы снимают о проблемах, скандалах. Снимают о себе. Мы к этому еще не созрели.

Какие украинские фильмы последнего времени нарушают эту тенденцию?

- "Герой мого часу", "Припутні", "Лютий березень". Они об этом, собственно.

У меня было двое лидеров в номинации "лучшая женская роль". Виталина Библив в ленте "Брама", которая в конце концов и получила награду, и Лариса Руснак в "Стрімголов" - я считаю, что это просто гениальная роль. Она играет спитую мать, которая страдает от алкоголизма, но продолжает любить своего сына. "Стрімголов" вообще много иллюстрирует о нашем обществе. Когда люди вроде вчера стояли на Майдане, говорили о свободе и будущем Украины, а потом готовы эмигрировать из Украины с нелюбимым иностранцем - лишь бы отсюда и туда. Но об украинскую грусть они будут говорить. То есть такая двойная мораль. Это понемногу начинает попадать в кино, но беда в том, что большая часть общества об этом не хочет ничего знать. Они не смотрят это. Они хотят быть как американцы и французы, но через стереотипы.

Что нужно в будущем украинскому кино?

- Кино существует тогда, когда есть социальный запрос - его должны смотреть. Если человек снимает для пустых залов, оно не нужно. Автор не может снимать сам для себя. Если он так говорит, то лжет. Кино начинается в тот момент, когда изображение на экране отражается в глазах людей, которые сидят в зале. Индустрия возможна при наличии зрителя. Без него она неполноценна.

Вопрос в том, хотят ли украинцы смотреть в экран, как в зеркало, или они снова хотят мифы и сказки? Матрицу Украины создал Николай Гоголь. Мы, собственно, живем так, как Гоголь нас придумал. А там нет ничего реалистичного. Все гоголевские произведения об Украине - это фактически сказки.

На экране нужны не выдумки, а драмы. Когда братья воюют на Донбассе - один на стороне сепаратистов, а другой в ВСУ. И тот, и другой - украинцы. Что с ними случилось? Вот это драма. Но об этом не снимают. В фильме "Кіборги" к этому немного пришли, когда показали шахтера. В этом есть правда современной жизни - Украина не может быть моноэтнической. Потому что это очень советский подход.

Нас же никто не делил, когда на Майдан шли - вы русскоязычные, мы вас не пускаем. И принимали помощь московских либералов, которые сюда деньги перечисляли. Нельзя это отбрасывать. Но об этих темах люди не хотят говорить - разве что на кухнях. Львовяне могут стоять на Майдане, а потом ехать на заработки в Москву и Санкт-Петербург. И это касается многих людей. Устраивают суды Линча над артистами, которые гастролируют Россией, а обычные заробитчане ездят, работают, и об этом нельзя говорить. То есть одним разрешено, а другим - нет. Двойная мораль. Кто об этом снимет фильм? Кто будет рассказывать? Об этом стоит снять, чтобы по крайней мере подумать. Не осуждать, а попытаться понять, почему в украинцах живет и то, и другое. И только такое зеркало, как экран, может позволить хоть что-то понять о нас - почему мы такие.

Французы и американцы этого не боятся - всегда об этом снимают. Критический взгляд на самих себя. А мы себе раздаем такое количество авансов. Все эти разговоры, что мы Европа, мы возвращаемся домой. Мы не Европа. У нас, к сожалению, нет европейской эстетической визии. Не можем даже сформулировать, что такое быть европейцем.

Я себе не представляю, чтобы у нас какой-то памятник архитектуры сгорел, и украинские олигархи скинулись так, как французы на Нотр-Дам. Потому что французы понимают, что забери у них Нотр-Дам, Гюго, Вольтера, Годара и Трюффо - и Франции нет. Есть население, живущее на территории между Германией и Бельгией. А Франция - это культурные достижения. Потому что только гуманитарное искусство способно сформулировать эстетический код и вообще какую-то суть нации. А если нет культуры, то, как говорил Черчилль - "за что мы воюем?" А у нас до сих пор беда с культурой. И дело не только в Кремле. Шароварную Украину создавали советские украинцы в советском Киеве, и сейчас общество не нуждается в культуре. К ней и к кино непосредственно отношение как к вишенке на торте. Даже сам по себе торт не слишком обязателен. Главное, чтобы было мясо, картофель, борщ, а десерт - это такое. А вишенка на торте - от этого можно вообще отказаться. Вот и все.

Кино доступно для многих людей, в отличие от литературы. Оно может помочь большинству людей в обществе что-то о себе понимать. Но пока все украинские культурные достижения пользуются огромным спросом на Западе и тотально игнорируются в нашем обществе. Мы им интересны, а сами себе - нет.

"Плем'я" собрало 50 наград во всем мире, и американский актер и продюсер Брэд Питт пригласил режиссера Мирослава Слабошпицкого ставить фильм в США - у нас это игнорируется. Пустые залы в театре "Дах" - его почти не существует. А в Париже - полные залы. Три месяца в год "ДахаБраха" гастролируют по Америке. В Украине они не нужны. В Киеве - еще более-менее, а остальная часть Украины живет без этого.

Не надо себя награждать, как Брежнев в советские времена - "мы европейская нация, мы избранная нация". Мы, к сожалению, до сих пор страна третьего мира, которая расположена в центре Европы. И проблемы лежат в плоскости культуры. Когда будет культурная революция, а не просто Майдан, тогда изменится сознание, и зритель будет в залах другой.

Может ли "Золота дзиґа" увеличить внимание к кино?

- Это локальная штука. Профессионалы награждают профессионалов. Большинство людей в Украине к этому не причастны. Мы никому не интересны. Люди думают, как заработать, как прожить, накормить детей, купить лекарства. Все остальное им безразлично.

И если одним слоям населения действительно не хватает денег, чтобы существовать, то другие - средний класс - не могут прекратить поглощать, бесконечно потреблять. Новую машину, новую квартиру. Но духовного поглощения нет. Только культура может сформулировать что-то о нас. Кто мы такие? Почему мы европейцы? На каких основаниях мы себя так называем?

Когда начнет возникать такая необходимость, социальный запрос на это, то в кино все больше будут снимать такие истории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У меня аж дрожь по коже, так неудобно повторять те реплики из фильма"

35 украинских фильмов вышли в прокат в прошлом году. Их посмотрели вдвое больше зрителей, чем в 2017-м.

Сейчас вы читаете новость «Украинцы не хотят видеть себя реальными. Им важнее миф - Андрей Алферов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі