вторник, 12 апреля 2016 20:41

"Раньше нами руководили мифы, сейчас - деньги" - Эдуард Митницкий
9

Автор: Тарсс Подолян
 

Режиссер Эдуард Митницкий 38 лет является художественным руководителем Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Имеет звание народного артиста Украины и России. Поставил более 150 спектаклей, концертных программ, теле- и радио спектаклей в Украине, России, Германии, Болгарии, Словакии, Литве, Латвии. С Эдуардом Марковичем общаемся в его рабочем кабинете в театре.

- Сейчас артиста и зрителя под корень разрушают сериалы, - говорит он. - Это такой низкий быт - кто кому изменил, кто у кого украл. Это важные темы. Но не единственные. Когда вдруг попадает в поле зрения такой фильм как "Запах женщины" с Аль Пачино, это тоже вроде быт, но совсем другого уровня. Это грустно. Потому что в советские времена кинематограф и театр были очень высокого уровня, как ни парадоксально. Была нищенская жизнь, идеологические условия карцерные, а вот искусство волей-неволей работало на сопротивление. Не всегда, конечно. А сейчас цель одна - выжить материально.
Одна из наиболее сложных полос жизни в Украине сейчас, наверное. Я давно не был в России, хотя много там работал. Предполагаю, что там почти то же самое. Единственная разница, слава Богу, что обо всем в Украине можно говорить, и пока никого за это не сажают. Скажем власти спасибо и за это, - иронизирует Эдуард Маркович. - Но скоро где-то в мире сказать, что ты из Украины, будет стыдно, если ничего не изменится.

- Пока это говорить не стыдно?

- Знаете, я до последней минуты держался. Думал, что Порошенко что-то изменит.
Работать в искусстве не выражая личной точки зрения, какое это искусство? С людьми разговаривать надо. Разговариваем с помощью классики: Толстой, Шекспир, Тургенев, Старицкий, Островский, Чехов, Карпенко-Карый, Достоевский, Бюхнер, Генрих Манн, Кропивницкий, Ф. Сологуб, Кроммелинк. Мне кажется, что сегодняшняя задача театра - противостоять безнравственности дикого, хамского накопления, и, как следствие этого, бездушия, разгула инстинктов, ограниченности и, как правило, преступности "валютного" азарта. От этого и "клиповость" мышления, которую лихо провоцируют средства масс-медиа. Противостоять массовому "мурлизму" с помощью классики. В классике есть и высокая кафедральность, и философия, и ирония. Мыслящему человеку необходима ирония для самоочищения.

Автор: Тарсс Подолян
 

- Через произведения классиков можно говорить о современных проблемах?

- Каждая формация модернизирует проблемы, но они похожи почти как близнецы ... Состояние дел в обществе, государстве, в мире уже не может не влиять на искусство. Ведь никогда искусство не формировало власть. Это власть формирует искусство - отражаясь в нем.
Советская власть сформировала в искусстве ложь, которая называлась социалистическим реализмом. А сейчас вообще власть ничего не формирует. Искусство формируется само. Но как искусство может сформироваться сейчас? Люди хотят развлечься и убежать от проблем. Потому что искусство проблемы не решает. И государство не решает! Проблемы остаются. Надо от них хотя бы спрятаться.
Театр – увлечение человека на несколько часов погружающегося в другой мир, восприятие которого зависит от силы воображения самого человека. Воздействие театра трансформируется в какое-то иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте. Культурное наследство передается незримыми путями – культура восприятия, культура мышления, культура чувств. В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр.

Самая большая сейчас потребность - заработать. Актеры бегают на эти сериалы, которые опустошают душу и профессию. В театре они заряжаются энергией, а там, на сериалах, разряжаются. А от болтовни в сериалах слово "заработок" как-то теряет свой первоначальный смысл. "О чем" эти сериалы? Все гонят деньги. Продюсеры занимаются режиссурой, режиссеры продюсерством - все смешалось в доме Облонских.
Театр – такой, какая жизнь вокруг. Он – производное жизни, он никогда не поворачивал ее, не редактировал и не изменял ее, это – за пределами возможностей театра, да и искусства в целом. Для меня истоки нынешнего, условно говоря, "сатанизма" - в обозримом прошлом. Постепенно, сбросив с себя красивые декорации – "правильные" слова, утопические идеи, - человечество сосредоточилось на одном: деньгах. А деньги – это то, что порождает звериный оскал…

- Может, это начальный этап. Мы должны пройти и через неудачи, ошибки, пока научимся жить иначе? Хотя бы с помощью классики?

- Пока оно крутится, на этом воспитывается не одно поколение. Я думаю, что быстро этот процесс не пройдет.
Искусство сегодня становится все более поверхностным, так как человеческая психика перегружена сомнениями, недоверием, страхом, апатией. Когда у человека не удовлетворены простейшие потребности и он не знает, на что жить завтра, искусство начинает врать. Потому что правда жизни такая горькая, что видеть эту правду на сцене еще горше. "Почему я туда пойду, если у меня и так плохое настроение? Дайте мне хотя бы на 2 часа забыться".
Во все тяжелые времена люди связывают свои надежды с театром: они стремятся услышать правдивое слово, или пережить страсти чужой жизни, или почувствовать творческое наслаждение. Ведь зритель - соучастник творчества, только он с другой стороны рампы.
Поэтому театр - это тайник для человека; он помогает удержать равновесие, становится душевной поддержкой, которая так необходима человеку. Такое хранилище, я уверен, призывает театры к серьезной ответственности.

Автор: Тарсс Подолян
 

- У человека чаще появляются потребности высокого искусства, когда он живет в обеспеченном обществе?

Теоретически. Вы видели фильм "Легенда Хью Гласса" с Леонардо Ди Каприо? Шикарная операторская работа, много денег вложено. Но это же наивно все. Оскар? Оператору - возможно. А все остальное для меня - детский лепет.

- Потому что это уже не актуально?

- Потому что наивно. Сегодняшние проблемы человека куда сложнее. Например другие "Богатыри" - олигархи нашего времени! Ох интересная же тема! Внутренний мир этих людей?! Как возникают, каким путем строятся бизнес империи? Какие клетки в организме побуждают к царствованию! Безграничная власть, "ненормативная психика" или ослепительный цвет злата? Вот предмет исследований сегодня. Видите, в "Легенде" медведь напал на него, а он все-таки становится на ноги и идет... На кого рассчитана эта сказка? Хотя, может, от медведя и можно убежать, а вот от олигарха - попробуй!
В искусстве культивируется ложь. Советские фильмы были именно такими. Но тогда народ был гораздо более наивны, чем сегодня.
Этот фильм похож на советский фильм о летчике Маресьеве, который лесами полз с отмороженными ногами, когда его сбил немецкий самолет - "Повесть о настоящем человеке". Но общество было подготовлено к легенде. И хотелось верить. Героика была в моде. Победа в войне снимала сомнения. Во времена лихолетья могло произойти и такое.

- Что способствует высокому, а не развлекательном искусству?

- Идеи. Каждая страна имеет свою идею-фикс. Америка: при всех минусах там жизнь по законам! Обойдешь закон - тебя накажут.
У нас уже в советские времена закон был один: НКВД. Что там скажут, такой и будет "закон". Сегодня жизнь по закону - фантастика! Сейчас живем по понятиям.

- Что-то изменили Майдан и война?

- Слава Богу, что есть и такие попытки. Но вы видите, чем они заканчиваются. Следующий Майдан будет кровавый. Если он будет. Ребята, которые гниют в окопах, повернут свое оружие против этой власти. Они уже не песни под гитару будут петь на Майдане. Они будут стрелять. Оружие у них уже есть.
Это цинично: человек даже со всеми документами участника АТО не может получить причитающийся ему участок земли. Чиновничий мир до сих пор так силен, потому что не чувствует, что он за это будет отвечать. Законы не работают. Виноваты - все на свободе. Всем дают убежать.

- Есть мнение, что после длительной неволи период, когда к власти приходят преступные деньги - закономерен. Должны пройти поколение-два, чтобы олигархов-грабителей изменили державотворцы.

- Я могу с вами согласиться. Но пока это пройдет, вырастают не только люди, которые против такой системы жизни, но и те, которым удобно жить так. И конфликт обострится. Воры остаются. Их много. Им показывают, что жить можно и так. Нет, процесс очистки требует жестокой диктатуры. Остановить может страх! Во главе государства должен быть человек с сильной волей. Волею соблюдения законов!

Автор: Тарсс Подолян
 

- Российская интеллигенция способна на протест по украинскому примеру?

- Я не верю. Но я о другом, если вы завели тему России. В России чувство превосходства жило и в советские времена. Русские всегда чувствовали себя выше. Хотя бы такой пример: приглашение режиссеров за границу происходило через Госконцерт в Москве. Кандидатов фильтровали. Были случаи: в Госконцерт приходит приглашение на мою работу, скажем в Чехию или Болгарию, а в Госконцерте настоятельно рекомендуют режиссера не из Киева, а из Москвы.

- За рубежом соглашались?

- В большинстве случаев нет. Даже когда в Госконцерте принимали вклады с гонорара, мне говорили: "Чем вы их так пленили?". Киев был для них провинцией. Превосходство в России выращивала поколениями. Даже от фразы "У вас на Украине" душок шел.

- Вы знали Фаину Раневскую?

- Режиссер Леонид Варпаховский, который 17 лет отсидел на Соловках, был моим учителем. Он работал в Москве и ставил спектакль в театре им. Моссовета "Дальше - тишина" с участием Фаины Раневской. Я приехал к нему на спектакль, и он знакомит с Фаиной Георгиевной. Заходим в гримерку Фаины Георгиевны. Сидит спиной к нам перед зеркалом. "Так что, вы Ленин друг?" - "Да". - "Ну тогда я понимаю, кто вы такой", - с сарказмом. Такой у нее был юмор. Эпатажная тетя. Хотя относилась к Варпаховскому с большим уважением.
К большому сожалению, сейчас ни с кем из бывших друзей в России контактов не поддерживаю. Вот выдающиеся драматурги того времени ... - Эдуард Маркович встает и показывает фото на стене, - Александр Штейн, Алексей Арбузов, Отия Иоселиани, Владимир Войнович, Генрих Боровик, Афанасий Салынский, Леонид Зорин, Леонид Жуховицкий. Работали, встречались на премьерах в разных театрах, в Москве, в Переделкино - в писательском городке. Дружили, держались вместе в эти квазиидеологические времена.

- Почему люди разобщены сейчас?

- Нет чему нас объединять. Раньше идеология была с двойными стандартами. Нами руководили мифы, а не деньги. В голос - героика: Павка Корчагин, Молодая Гвардия, Зоя Космодемьянская! Исподтишка - тысячи людей вывозили в лагеря, и они исчезали без суда и следствия.
В юности я задавался вопросом - почему так много людей сознательно сдались немцам в плен? А это были люди, чьих родителей загнали на Соловки, в Магадан, на Колыму. Оказалась масса людей. Это была форма мести. Я был пацаном, думал, предатели! Потом понял, что то антисоветское брожение началось уже до войны.

- Вы с молодой занимались футболом. Как вы попали в театр?

- В семье моей людей близких к искусству не было.
Был уверен, что всю жизнь играть в футбол и потом стану тренером. Мои планы о футболе сломались из-за травмы.
Как я попал в театр, сам не знаю. Может, у меня с детства было артистическое дарование. Иногда тренер просил: "Ты разок притворись, надо заработать штрафной для своей команды. Я по-пацански ради команды притворялся - падал и такой театр устраивал. Мог разыграть человека. Всегда верили.

- Почему вы ушли из театра Леси Украинки?

- Это лучше спросить у Табачника. Но в каких схронах он скрывается? Человек, который способен на все. Это пожалуй о нем Проспер Мериме сказал "Стремление карлика - в том, чтобы наиболее дальше всех плюнуть".

Автор: Тарсс Подолян
 

- Сейчас начинается время героев на экранах в украинском кино?

- Может. Это и своевременно. Но вокруг героев создают искусственные мифы. Помните, как развенчали Семена Семенченко, который, оказалось, подделал какие-то документы? Сейчас реально все же время денег.

- Стоит ли показывать нынешнюю войну в спектаклях? Или нужно время, чтобы это переосмыслить?

- Если бы появилась пьеса, которая взволновала бы, пожалуй, мы бы ее взяли к постановке. Но такой пьесы нет. Молодые пытаются что-то об этом писать. Надо осторожно, чтобы не скомпрометировать эту тему. Время - это единственная неподкупная категория.

- Кто ваш зритель?

- Это молодые люди, которые тяготеют к интеллигенции.

- Какая это среда?

- Последние годы остался очень небольшой круг людей, с которыми я общаюсь. Мое окружение - это старая украинская интеллигенция. А люди сегодняшние еще до конца не сформировались как интеллигенция в классическом понимании этого слова. Интеллигент - это человек, который не идет на компромиссы. Который имеет кодекс чести.
Мой тесть Михаил Верикивский был интеллигент. Рыльский, с которыми они дружили, Довженко - это была интеллигенция. Сейчас таких людей нет.

Сейчас вы читаете новость «"Раньше нами руководили мифы, сейчас - деньги" - Эдуард Митницкий». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі