понедельник, 11 февраля 2013 14:30

"Оксана Забужко – это ткачиха"
15

Фото: Фото: Андрей Шматов

"А вы всьо хорошеете и хорошеете", - Оксана Забужко трижды целуется в щеку с мужчиной в клетчатом пиджаке. 9-го февраля в холле столичного центра "Мастер Класс" писательница приветствует гостей, пришедших на литературно-художественную акцию "Картография".

Мероприятие посвятили сборнику эссе Забужко "З мапи книг і людей". Книгу издал в сентябре поэтический фестиваль "Meridian Czernowitz". Перед началом вечера присутствующие рассматривают на стенах холла картины и фотографии иллюстратора изданий писательницы Ростислава Лужецкого.

За столиком продают книгу Забужко в сувенирном формате Книгли: на листе формата А2 мелким шрифтом напечатали весь сборник. Буквы образую черно-белый портрет автора. Прочитать текст с помощью лупы.

"Сборник "З мапи книг і людей" будто сложена из кубиков "лего". Ими стали книги, фильмы и люди, которые повлияли на мою жизнь, - говорит уже со сцены Оксана Забужко. Она сидит за столиком с журналистом Юрием Макаровым. Он помогает модерировать мероприятие. - Это была попытка набросать полный портрет украинской творческой среды, продуктом которого я стала сама. В 1990-х оно еще пыталось десоветизировать страну, но в 2000-ных все это рассыпалось и разбежалось. Сегодня у нас нет связи между поколениями. Для молодого поколения много фактов, имен, которые здесь упоминаются, ничего не говорят".

Писательница написала о друзьях - языковеде Юрие Шевелеве, писателеях Юрие Покальчуке и Соломии Павлычко. Также в сборник вошли размышления о жизни и творчестве Павла Тычины, Александра Довженко, Андрея Тарковского, Екатерины Билокур.

"Мне нелегко читать Оксану Забужко. Трудно пробираться через сугробы ее слов. Это касается и последней книги, - ходит с микрофоном по сцене общественный деятель Олесь Доний. - Когда читал "Музей покинутих секретів", хотел закрыть книгу на 50-той, потом сотой странице, но заставлял себя идти дальше. Когда дошел до конца, понял, что это самый крутой роман, который прочитал в современной украинской литературе. Оксана Забужко все пропускает через себя. В тексте о Пако (Юрие Покальчуке - Gazeta.ua) недаром вспомнила, как он плакал. Временами он напоминал ребенка. Бывало обижался на всю жизнь. Как-то на открытке фестиваля в Гуляйполе "День Независимости с Махно" забыли упомянуть его имя как автора. Эти афиши разложили на столиках в одном киевском арт-клубе. Юрко увидел их, начал бегать и все собирать. За две недели до смерти требовал, чтобы на тачанке везли на фестиваль, который посвятили именно Пако. До последнего хотел выступать и читать стихи. Но перевозить его было очень опасно. Врачи тогда уже позволили красное вино, потому что не было никакой надежды на спасение. Максимум, что мы могли сделать, это посидеть с Юрием за винцом".

Олесь Доний разворачивает черную футболку с белой надписью "Учите, б ... ть, наш язык".

"Я специально взял сюда футболку, чтобы показать, каким был Пако. Пообещал ему ее сделать, но при жизни не успел. Юра был патриотический, непоседливый и взрывной".

Доний дарит писательнице футболку и спускается со сцены на свое место в первом ряду.

После этого показывают видео-выступление писателя и журналиста Игоря Померанцева.

"Оксана Забужко - это ткачиха. Она ткет тонкую ткань национальной памяти, - говорит Померанцев. - Ткать украинскую национальную память - занятие мужественное и трагическое. Потому что она была разорвана в клочья, ей выламывалы руки и пальцы. Я говорю об Валуевском циркуляре, или Эмском указе. 1932-33 годах эта память умерла от голода. Ее останки хранились в ГУЛАГе и мордовскими лагерях".

Также на сцене выступили искусствовед Вадим Скуратовский, филолог Вера Агеева и диссидент Евгений Сверстюк. После 3-часового вечера к писательнице выстроилась очередь за автографами.

"Знаю Забужко с 1998-го года, - говорит читательница Елена Стасюк. - Я тогда работала в Гете-институте. Она приходила к нам, поскольку участвовала в проектах института. Оксана Забужко стала выглядеть еще лучше и моложе. Запомнила ее по том, что она всегда очень громко смеялась. А мне это очень нравится. Я русскоязычная. Пыталась читать ее книги. Но если Дониюэто трудно, то мне приходилось каждое слово спрашивать. Так ни одной книги до конца и не прочитала, но эту обещаю прочитать".

Автограф у писательницы пришел взять нардеп Вячеслав Кириленко. Всего на акции присутствовали по четыре сотни гостей.

Сейчас вы читаете новость «"Оксана Забужко – это ткачиха"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

21

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі