четверг, 05 июля 2012 19:16

Ночь биеннале "вернула" Довженко украинцам

Автор: Фото: Ольга Скороход
  В издании не только фото Косарева, но и раскадровки из фильма
В издании не только фото Косарева, но и раскадровки из фильма

Вчера в Художественном Арсенале в рамках Ночи биеннале состоялась презентация фотоальбома "Земля: в кадре Бориса Косарева". Это сборник фото закулисных съемок фильма "Земля", которые публикуются впервые под одной обложкой.

Лента "Земля" - самая известная картина выдающегося украинского режиссера Александра Довженко, снятая в 1930 году. В 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе в результате опроса среди 117 выдающихся критиков и киноведов из 26 стран мира была названа в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов.

Издание фотоальбома осуществлено Национальным центром Александра Довженко. Презентация состоялась в рамках расширеной Довженковой программы на Ноче биеннале.

Его директор Иван Козленко сообщил: "Фотографии, вошедшие в этот альбом были созданы харьковским авангардистом Борисом Косаревим, который был сценографом и художником кино. В 1929 году Александр Довженко пригласил его работать на "Земле" ассистентом оператора. И несмотря на то, что на съемочной площадке был штатный фотограф, Касарев сам фотографировал весь процесс. Сохранились именно его фотографии. Он прожил длиннющую жизн, умер в 93 года уже в независимой Украине. Сохранил огромный архив".

Автор: Фото: Ольга Скороход
  Фото Косарева демонстрировались на большом экране
Фото Косарева демонстрировались на большом экране

Через камеру Косареву удалось показать суть натуры Довженко и его творчестве, считает Козленко.

"Он знал такие творческие и политические нюансы, которые являются ключом к творчеству Довженко и отрицают ту привычку, общемировую и общесоветскую, которая вписывала Довженко в советский, а затем в российский контекст. Поэтому его творчество переставала быть понятным, поскольку базировалось на украинском фоне. Теперь мы понимаем, что Довженко дал целую элегию украинского мира", - сказал он.

Вместе с тем, Иван Козленко надеется, что издание откроет миру имя и самого Бориса Косарева, который был одним из выдающихся деятелей своего времени.

"Центр Довженко надеется издать остальные его циклы, - рассказал Козленко. - Сохранились фотографии последней Сорочинской ярмарки в 1931-м перед коллективизацией. У него действительно интересное наследство, он автор, который был незаслуженно забыт, потому что не находился на ведущих ролях. А сейчас возвращается, становится в один ряд с Богомазовым".

Кроме того, в дальнейшем в титры другой картины Довженко - "Звенигоры" - впишут имена Бориса Косарева и Василия Кричевского младшего, который был художником фильма (до сих пор ошибочно художником ленты считали его отца, выдающегося художника). Их имена по политическим мотивам не были упомянуты в ленте.

После презентации состоялся показ отреставрированного Центром фильма Довженко "Сумка дипкурьера". Это авантюрная лента, снятая в 1927 году. Была восстановлена ??2007-го, однако только сейчас состоялся ее первый показ.

В зале собралось несколько сотен желающих, многие стояли. После начала пять человек сразу ушли, потом зал покинули еще несколько со словами: "Ничего не понимаю".

"Меня фильм впечатлил. Я понял, что почти ничего не знаю об украинском кино, - говорит Олег Розвадовский, 26 лет. - Не думал, что в немом кино есть такой юмор. Особенно тот момент, когда наглый матрос-американец свесил ноги с кровати прямо на голову другому. А тот, чтобы проучить, поставил ему сигарету между пальцами и поджег. А накал в фильме какой! Работает двигатель корабля, а тут уже шторм, а кочегар все подкидает, становится все быстрее и быстрее. Аж дух захватывает! Я даже не представляю как тогда такое можно было снять!"

Сейчас вы читаете новость «Ночь биеннале "вернула" Довженко украинцам». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі