среда, 20 мая 2020 04:45

Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества - режиссерка

Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества - режиссерка
Режиссерка Оксана Карпович сняла документальный фильм "Не волнуйся, двери откроются" в электричках, курсирующих между Киевом и несколькими провинциальными городками. "Это атмосферный и крайне человечный портрет украинского общества в движении", - говорится в синопсисе ленты. Фото: facebook.com

Для большинства пассажиров электричка - это не просто транспорт, а способ выживания.

Об этом говорит режиссерка Оксана Карпович. Сняла документальный фильм "Не волнуйся, двери откроются" о людях, которых встречала в столичных пригородных электричках.

Ленту показали в национальном конкурсе "DOCU/УКРАИНА" на 17-м Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA. Проходил с 24 апреля по 10 мая в формате онлайн.

Оксана Карпович представила картину в прямом эфире на включении из канадского Монреаля, где живет с 2013 года.

"1990-е на самом деле не закончились в пригороде. Люди так же ездят на электричках, ищут работу, продают овощи-фрукты на базаре просто, чтобы выжить, - говорит режиссерка.

Мое поколение - люди, которые выросли в независимой Украине. У нас как раз появился момент, точка, с которой нам сейчас интересно переосмысливать, переоценивать опыт наших семей в 1990-х. Этот фильм отражает реальность моих родителей, которые до сих пор пользуются электричками, работают на заводе. Но для меня есть определенная дистанция. Смотрю на Украину со стороны, с какой-то очень привилегированной точки.

Есть ощущение безумного контраста между Киевом и пригородом

Оказавшись за границей, много думала о своем детстве. В памяти всплыли электрички, показались чем-то очень важным. Захотелось их снимать. Начала с фотографирования - это был способ исследования. Смотрела, как реагируют. Основные съемки состоялись летом 2018-го. Камера всегда в конце концов привлекает к себе каких-то людей, которым нужно внимание, которые хотят поговорить. Чем меньше мы ее прятали, тем это больше помогало в процессе съемки. Люди к нам просто шли со своими историями.

Моя лента - документ времени и места. А также несет какую-то энергию.

Есть ощущение безумного контраста между Киевом и пригородом. В столице совсем другое течение жизни. А когда выезжаешь за пределы, понимаешь, что что-то неправильно. Эти миры существуют параллельно, но на разных уровнях. В фильме я пыталась уловить неуловимое. Найти и показать состояния и моменты, которые иначе невозможно объяснить.

Это кино про меня и мою идентичность. С другой стороны, о состоянии людей в современной Украине. О позе, которую занимают в обществе, где находятся, как чувствуют сами себя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда снимаешь в прифронтовой зоне, должен четко понимать правила поведения - режиссерка

Для большинства пассажиров электричка - это не просто транспорт, а способ выживания. Преимущественно встречаем людей старшего контингента. В частности, пенсионеров, дачников. Для торговцев - это непосредственное место работы. Жители сел ездят в Киев, чтобы продать что-то из огородов. Для людей без работы или дома - это место пребывания, где они что-то или кого-то ищут. Им больше некуда пойти. Поэтому бродят на вокзалах и в электричках.

Но молодежь тоже пользуется, особенно во время обучения. Интересны мне, потому что у них очень честное видение реальности. И отличающееся от старших. Для детей и подростков электричка является возможностью приключения, чем-то жизнерадостным, что дает надежду и куда-то может тебя привезти. Они светлее смотрят на все вокруг. Потому что еще не имеют тяжелого жизненного опыта.

Не нужно ни любить, ни осуждать своих героев. А искать место посередине, где ты можешь быть близким издалека

Бедность нужно снимать так, как и что-либо другое - человечно. Разделяю мнение бельгийской режиссерки Шанталь Акерман: не нужно ни любить, ни осуждать своих героев. А искать место посередине, где ты можешь быть близким издалека. Важно - уважать и внимательно слушать. Это условие для того, чтобы снимать кино человечно. Без какой-то оценки, драматизации, лишних эмоций. А потом из калейдоскопа очень разношерстного материала составить один нарратив путешествия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уменьшится количество национального кинопродукта. И эту пустоту заполнит продукт российский - кинокритик

Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества. Их жизни не ценятся. Чувствуют себя ненужными и для власти. Эта невидимость проявляется в условиях, в которых живут и ездят. Одна пассажирка во время съемок посмотрела на людей в вагоне и говорит: "Вот смотри, это эшелон людей едет на работу в Киев". Это одна из самых страшных вещей, что я слышала. Сравнение электрички с эшелонами. Ими обычно возят технику или солдат на войну. Так отправляли в ссылку в ГУЛАГ, евреев - в концлагеря. А здесь наши люди, которые добираются на работу. Иногда у меня было впечатление, будто это не они едут, а их везут. Будто вынуждены силой куда-то двигаться как товар или безымянная масса. Это очень грустно и страшно.

В конце фильма есть сцена с двумя бабушками. Одна из них - Нина - плачет и рассказывает о том, что у нее украли деньги. У меня были особые чувства к ней. Случайно встретила ее на вокзале за год до съемок. Тогда она выглядела значительно лучше. А это вижу, насколько ухудшилось его состояние. Меньше зубов. Явно проблемы с психикой. И социальные - насилие и беззаконие дома. Это длительное время происходит, и никто ничего не может изменить. До сих пор о ней думаю. Жива ли она.

Мой фильм посвящен простым рабочим

Часто женщину не воспринимают как главную. У нас было четыре человека в команде - я, ассистентка, оператор и звукорежиссер. Люди постоянно задавали вопросы мужчинам. Объясняла, кто здесь руководит процессом. Это не очень приятный момент, отнимало энергию. С другой стороны, смягчало обстановку. Иногда меня воспринимали как студентку или даже школьницу. Поэтому более спокойно чувствовали себя и не боялись.

Мой фильм посвящен простым рабочим. Среди пассажиров электричек, которые стали героями ленты, многие читают газеты, не все пользуются интернетом, некоторые уже умерли, а с большинством у меня не сохранилось контакта. К сожалению, условия жизни этих людей не меняются. Но несмотря на отсутствие зубов, пальцев, ног, денег, образования, единственное, в чем у них нет недостатка - это достоинство".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: При нынешнем подходе власти, боюсь, кина не будет - кинокритик

66 фильмов из 32 стран показали на 17-м Docudays UA. На официальном сайте фестиваля зрители могли бесплатно смотреть премьеры, мастер-классы, дискуссии, оставлять отзывы, общаться с режиссерами. Центральная тема нынешнего Docudays - взросление.

Две главные награды получила украинская лента "Земля голубая, будто апельсин" режиссерки Ирины Цилык. Победила в международном конкурсе "DOCU/МИР" и национальном "DOCU/УКРАИНА". Также стала самой популярной премьерой фестиваля. Собрала более 4 тыс. онлайн-просмотров.

Сейчас вы читаете новость «Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества - режиссерка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі