суббота, 25 февраля 2017 12:30

Художник засеял скульптурные пенисы крес-салатом - в "Мыстецком Арсенале" открылась ретроспективная выставка
9

"Мыстецкий Арсенал" уже проводил большие персональные выставки художников. Но это первая выставка героя современного искусства. Александр Гнилицкий по праву таковым считается", - рассказывает куратор, искусствовед Александр Соловьев о ретроспективной выставке "Реальность иллюзии". Открылась в киевском "Мыстецком Арсенале". Показывает работы известного художника 1990-х Александра Гнилицкого. Работал в живописи, графике, фотографии, скульптуре. Первым из украинских художников начал делать видео-инсталляции. Это третья выставка художника после его смерти в 2009-м. Показаны все периоды творчества художника. От самой первой графики 1988-го до последней незаконченной картины 2009-го. Большинство картин предоставила семья художника, остальные - украинские коллекционеры и музеи.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Aqua Minerale", 2007 г.
Картина "Aqua Minerale", 2007 г.

"Александр Гнилицкий - один из ярких представителей "новой волны" украинского искусства. Заявил о себе еще в конце 1980-х. Вместе с художниками Арсеном Савадовым, Олегом Голосием, Василием Цаголовым, Олегом Тистолом в начале 1990-х объединились в сквот - занимали пустые заброшенные дома в центре города. Первый сквот был на улице Ленина - нынешней Богдана Хмельницкого. Позже художники переехали в дом на улице Парижской коммуны - теперь Софиевская. Отсюда и получили название - художники "Парижской коммуны".

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Зефирчик", 1990 г.
Картина "Зефирчик", 1990 г.

Гнилицкий первым в 1992-м снял художественное видео. Это была экранизация его поэмы-акции "Спящая красавица в стеклянном гробу". Художники несли стеклянный гроб, в котором лежала художница Наталья Филоненко, по городу. Параллельно звучала поэма, написанная Александром. Некоторые работы реставрировались, так как качество в те времена было плохим. Снимали дешевыми камерами. Рисовали тоже всем, что попадалось под руку - вениками, красками для пола. Писали на холстах без подрамников.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Коти"
Картина "Коти"

"Гнилицкий был непредсказуемым в творчестве. Всегда избегал относить свое искусство к определенному жанру, давать ему определение. Поэтому и выставка разноликая. Хотели как можно шире представить его творчество. Гнилицкий любил изображать героев массовой культуры. Есть у него Чебурашка, Штирлиц, Крокодил Гена в костюме Adidas, Франкенштейн, Фантомас, Русалочка, Кощей", - продолжает Соловьев.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Франкенштейн", 1992 г.
Картина "Франкенштейн", 1992 г.

Франкенштейна нарисовал в Мюнхене в 1992-м. Тогда группу из восьми украинских художников пригласили на резиденцию работать в старом местном аэропорту. За четыре месяца они создали немало работ.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Русалка", 2003 г.
Картина "Русалка", 2003 г.

На картине "Русалка" морское существо изображено с посохом. Ее не пускают на какую-то вечеринку, потому что она не человек. Для этого идет на жертву - разрезает себе плавник, чтобы стать человеком. В морской пучине разливается ее кровь.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Волна," 1990 г.
Картина "Волна," 1990 г.

Есть у Гнилицкого серия работ, нарисованных на виниловых пластинках. Это лицо Мадонны, Брежнева, Путина, Папы Римского.

Работа "Стереоксю" - эксперимент с оптикой. Два одинаковых изображения девушки под водой, при рассмотрении картины в бинокль, сливаются в одно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: После расстрелов шел рисовать пейзажи

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Автопортрет в туалете", 1992-93 г.
Картина "Автопортрет в туалете", 1992-93 г.

В Ливадийском дворце в Крыму в 1998-м Гнилицкий сделал инсталляцию кинетической скульптуры. Две куклы - мальчик и девочка - стоят напротив друг друга. Она - в красном платье, он - в серых штанах. Называется инсталляция "Покажи свое". Механические куклы по очереди поднимают платье и опускают штаны, показывая друг другу, как в детстве, свое.

Автор: Анастасия Хлапонина
  Картина "Зефірчик", 1990 р.
Картина "Зефірчик", 1990 р.

Есть у Гнилицкого интересная инсталляция из серии "Growing art" в виде пенисов из специальной глины шамот, которые он засеял крес-салатом. Ежедневно поливал их. За время продолжения выставки "Фотосинтез" в 1997-м салат разросся, покрыв пенисы зеленью.

  Проект "Groving art", 1997 г.
Проект "Groving art", 1997 г.

"Выставка является документом времени. Показывает художественные практики, которые были присущи 1990-м. В ней много иронии. Хотим этой экспозицией показать важность Гнилицкого и его влияние на современное искусство", - говорит директор "Мыстецкого Арсенала" Олеся Островская-Люта.

Выставка "Реальность иллюзии" продлится в "Мыстецком Арсенале" до 26 марта.

Александр Гнилицкий учился в Киевском государственном художественном институте. С 1996-го - один из основателей и руководителей "Института нестабильных мыслей" - группы, куда сначала входило несколько художников. Впоследствии она превратилась в тандем художника с его женой Лесей Заяц. Жил в Киеве и Мюнхене. Гнилицкий умер от рака кожи 1 ноября 2009-го.

Сейчас вы читаете новость «Художник засеял скульптурные пенисы крес-салатом - в "Мыстецком Арсенале" открылась ретроспективная выставка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі