пятница, 22 мая 2020 13:32

Греко-католики наверстывают то, что потеряли в 1940-х, - режиссер

Греко-католики наверстывают то, что потеряли в 1940-х, - режиссер
Документальный фильм "Зарваница" рассказывает о святынях на Тернопольщине. Ежегодно тысячи христиан Западной Украины отправляются в пеший поход в урочище Зарваница. Между молитвами паломники делятся новостями, хвастаются нажитым добром, фотографируют часовни, дают интервью, видят чудеса. Фото: facebook.com

"Перед съемками фильма дважды ходил на паломничество. Для многих - это празднование, время препровождения. Не надо понимать это как сектантское событие, хотя есть и фанатики", - рассказывает режиссер Роман Химей. Вместе с Яремой Малащуком снял дебютный полнометражный документальный фильм "Зарваница" о паломничестве к святыне в Теребовлянском районе на Тернопольщине. Ленту показали в национальном конкурсе 17 Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. Проходил с 24 апреля по 10 мая в формате онлайн.

Режиссеры представили картину в прямом эфире.

- Проект снимался с определенной легкостью. Хотя это была тяжелое пешее путешествие, физические нагрузки. Герои фильма передавали это нам, потому что сама цель шествия - в фестивальности, праздновании, легкости, - продолжает Роман Химей. - Задумка снимать началась с определенной иронии к теме похода, не критической, а гуманной. Наш общий друг из Коломыи Павел Осачук ходил с детства в Зарваницу. Однажды он пригласил меня. Пошел без камер, посмотреть, что там происходит. На основе его отношения к Зарванице строилось и мое отношение. Галицкая ирония к чему-то сакральному находится на постоянном надрыве. Была такая история. Я звонил Павлу, у которого умер дед, выразить сочувствие. А он мне говорит - я в комнате, где лежит покойник. Смотрю на своего дедушку и вижу, что его еще не обули, но одели новые черные носки. А на ярлычке изображена фотография Тома Круза. Такую иронию, самоиронию как из прозы Василия Стефаника или Бруно Шульца Галичина продуцирует сама. Мы просто это зафиксировали.

Я в комнате, где лежит покойник. Смотрю на своего дедушку и вижу, что его еще не обули, но одели новые черные носки. А на ярлычке изображена фотография Тома Круза.

В Зарванице и походе есть многое, за что можно критиковать. Но есть творческая вера, которая сама себя порождает и дополняет - это видно в фильме, - дополняет Роман. - Современный христианин спокойно впитывает в себя иронию. На примере паломничества греко-католиков мы показали, как они легко с этим обходятся. Фильм в определенной степени комедийный, есть легкость и самоподтрунивание героев над собой. Мы оформляли свои мысли о фильме фразой Тертуллиана "Верую, ибо абсурдно". Но забрали из нее средневековый пафос.

Греко-католики догоняют то, что потеряли в 1940-х, когда запретили их церковь. Можно смотреть на это поэтично, или как на трагедию, а можно замечать интересные ментальные коды края. Которые хорошо проявляются в этом перепрыгивании во времени.

Сама Зарваница как новоиспеченный торт. За последние 20 лет там был построен своеобразный Диснейленд. Увенчался открытием украинского Иерусалима, мы сняли в финальной сцене. Зарваница сегодня новосозданная и искусственная. С конца XIX века была признана паломническим центром. После Второй мировой ее как религиозный объект запретили. Люди тайно ходили, их там отлавливали. Наконец после падения советской власти позволили свободно посещать. За 20 лет греко-католики Западной Украины пытаются догнать то, что пропустили. Начали там настраивать. С архитектурной точки зрения в Зарванице много лишнего, преувеличенного. Это смешно выглядит, и одновременно скрывает трагическую историю церкви.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История дома переросла в историю людей, которые хранят его дух - режиссерка

Религиовед Антон Фоменко рассказал мне, что православные часто используют для описания католиков слово "прелесть". Оно очень подходит. Современные католики уже стесняются "прелести", это такое самолюбование, самоуглубленин в вере, которую украшают и усиливают в себе. Переводят в бытовую жизнь. Когда фотографируются на фоне часовен, дают интервью, создают новые памятники, все снимают и транслируют. Чтобы все видели. И наслаждаются этим. Хотя выглядит это смешно, слишком сценически и декоративно. Мы решили это снять. После фильма наше мировоззрение не изменилось. Просто закрыли тему деобьективизации и деэкзотизации Галичины, ее религиозности.

Во время съемок боялись привязаться к какому-то колоритному герою. Это циклический фильм-карусель, в котором время от времени повторяются действующие лица, и, как говорят, никто так и не заплакал. Долго думали, если нет протагониста, то кто герой, о чем фильм. Поняли, что лента вышла свободная. Зритель хочет знать судьбы героев. Но наша цель была показать коллективный поход, бытовое человеческое счастье с помощью калейдоскопа участников.

- У нас не было цели углубляться в персонажи, их судьбы, как обычно делает документальное кино, - дополняет режиссер Ярема Малащук. - Мы углублялись в массу, поход, событие. Хотели нырнуть в пространство, а не в психологию конкретного человека. Намеренно пытались отходить от сентиментальных откровенных сцен. Плыли по течению вместе с походом.

"Зарваница" - наш документальный дебют, зацикленный на визуальном образе, бесконечном вглядывании. В 2011-2012 годах интересовались уличной фотографией. Эти походы на улице в поисках кадра дали о себе знать. Когда тебе надо ждать какое-то время, чтобы что-то произошло. И не понимаешь, это произошло на самом деле или ты долго сидел, смотрел и что-то переосмыслил. "Зарваница" - это некое обозрение. Желание зафиксировать, схватить неуловимое.

Ирония формирует этот край. Верой в абсурдное создает жажду к жизни. Это лучше, чем сухая и скучная реальность. Религиозность в Галичине заполняет пространство, форматирует человека. Не все имеют возможность учиться в университетах, понимать всю сложность мироздания. Религия помогает найти себя, быть принадлежным к культуре.

После 1989 года, когда греко-католическую церковь восстановили в правах, начали строить храмы, давать деньги. Люди хотели восстановить это все, но мир уже изменился.

Есть очень интересная социокультурная особенность Украины. Советский Союз культивировал атеизм. А Европа в это время была протестантско-католическая. С 1970-х влияние христианства на Западе угасает, а у нас еще запрещено верить. А потом все перекручивается. Мы допускаемся в церковь, а привыкли быть без Бога. Западный мир, к которому тянулись, от которого принимали образ бога и лучшей жизни, уже не имеет так много этой веры. Создается парадокс. После 1989 года, когда греко-католическую церковь восстановили в правах, начали строить храмы, давать деньги. Люди хотели восстановить это все, но мир уже изменился.

- Скажу свои впечатления, фильм мне понравился, - поделился львовский драматург Андрей Бондаренко. - Он довольно нестандартный. Легкий, простой, может даже поверхностный. Думаю, в этом его задача - передавать не конкретную реальность персонажей, а создавать настроение. Герои фильма будто играют в определенную тонкую игру. И в этом растворяешься. Например, центральный образ фильма - как все смотрят в скалу, каждый видит что-то свое. Суть в том, что ты лично можешь увидеть или не увидеть. Странный мужчина в соломенной шляпе говорит хорошую фразу - "найти свой образ святости". Именно об этом фильм. И еще он нормализует религиозность, показывает как очень человеческую вещь. Те, кто не в теме, пугаются верующих. "Зарваница" показывает, что это адекватные, хорошие люди.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мои герои знают, что они невидимы для большей части общества - режиссерка

По преданию, в Зарванице в 1240 году спрятался от орды хана Батыя раненный монах Киево-Печерской лавры. Во сне к нему явилась Дева Мария. Проснувшись, монах увидел чудотворный образ Божьей Матери с Иисусом на руках, что возвышался над источником. Вода заживила его раны. Благодарный монах построил часовню, в которой молился перед явленной иконой. С тех пор Зарваница стала местом паломничества. Молитва перед иконой и вода из источника считаются целебными. В 1867 году Папа Римский Пий IX короновал икону и предоставил Зарванице статус паломнического места, где отпускаются грехи.

Духовный центр в Зарванице является величайшей святыней Украинской Греко-Католической Церкви. Ежегодно собирает до 2 млн паломников.

Сейчас вы читаете новость «Греко-католики наверстывают то, что потеряли в 1940-х, - режиссер». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі