пятница, 17 июня 2022 09:05

Двуглавый орел на Софии Киевской и Лавре: почему в столице до сих пор не убрали вражескую символику
6

Недавно стало известно, что в Украине будет создан совет по вопросам дерусификации и декоммунизации. В его состав приглашены историки, культурологи, общественные деятели. Должны помочь Минкульту сформировать перечень улиц, которые несут имперские и советские месседжи и которые следует переименовать. Так же совет будет давать рекомендации по памятникам, которые транслируют вражеские нарративы и подпадают под снос. Окончательное решение, избавляться ли от такого наследия, будут принимать громады.

В медиапространстве активно обсуждают символы, ассоциирующиеся с государством-агрессором. В первую очередь это касается герба РФ – двуглавого орла, пришедшего в Московию из Византии. Этот символ остался и в украинских церквях. Ряд историков подчеркивает, что герб не имеет отношения собственно к России. Однако активисты инициируют демонтаж символики с некоторых религиозных построек. Например, в Полтаве хотят снести двуглавого орла на колокольне Крестовоздвиженского монастыря. Его без разрешения восстановили в 2013 году во время ремонта на исторических местах достопримечательности. Подобные символы остаются частью отделки многих украинских храмов и вызывают противоречивые мысли и реакцию.

Gazeta.ua узнала, что думают о такой символике украинские историки и какая судьба может постигнуть ее в дальнейшем. Изображение двуглавых орлов находится на колокольнях Киево-Печерской Лавры и Софии Киевской, а также на Царских вратах иконостаса собора. Этот же символ есть на главной люстре Кафедрального собора в Черновцах и других храмах Украины.

ГЕРБ КАК ЗНАК ПАТРИАРХА КИРИЛЛА?

Относительно символа государства-агрессора РФ в церкви Заричненщины в Ривненской области высказался писатель, художник, активист из Ривне Валерий Войтович, назвав символику "двуглавой курицей".

Об этом он написал на своей странице в фейсбуке.

"Даже в страшном фантастическом кошмаре трудно представить, что в некоторых алтарях украинских церквей находится двухголовая курица – москальский герб. Видел его еще в 2014 году, когда работал над книгой "Украинское Полесье". Зареченский край: История и культура". Куда возносились поповские молитвы? Не в сегодня ли, когда патриархат Кирилла поддерживает московское вторжение, благословляет российское войско уничтожать наши города и села, убивает мирных жителей, детей", – говорится в сообщении.

УЗУРПИРОВАННЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ГЕРБ

О том, как появился герб с двуглавым орлом в отделке Софии Киевской, рассказала Gazeta.ua генеральный директор Национального заповедника "София Киевская" Неля Куковальская. Она подчеркнула – символ власти и церкви Византии специально привезла в Московию в XV в. внучка последнего византийского императора Константина XI.

Автор: Facebook
  Неля Куковальская: "Нужно, чтобы украинцы понимали, что Россия многое присвоила себе – в том числе и герб"
Неля Куковальская: "Нужно, чтобы украинцы понимали, что Россия многое присвоила себе – в том числе и герб"

"Объяснение российской геральдики на колокольне собора и Царских вратах иконостаса - очень простое и историческое. Этот двуглавый орел был символом Византийской империи и означал соединение власти царской и архиерейской. Его привезла в Москву София Палеолог - вторая жена Иоанна II. Иоанн III принял византийского орла как символ царской власти. Сначала двуглавый орел был символом империи в мире. После падения Византии - православной церкви, оттуда происходившей. То есть он приобрел значение архиерейского - мы воспринимаем его как символ Византии. Поскольку Софийский собор был митрополичьим храмом, то видим этот символ на его Царских вратах и на колокольне. Объясняем это людям - и они понимают", - рассказывает Неля Куковальская.

Подчеркивает, что вопросы о геральдике постоянно возникают у посетителей собора.

Нужно, чтобы украинцы понимали, что Россия присвоила себе многое – в том числе и герб

"Когда в 2005 году должен был приехать вселенский патриарх Варфоломей I – к нам приходили с проверкой от президента Виктора Ющенко. Когда увидели герб на Царских вратах главного иконостаса, то сказали: "Ой, Боже, российские гербы, отбить до вечера". Начала объяснять, но люди этой категории не очень разбираются. Где-то за день до визита Варфоломея приехал Виктор Андреевич - увидел врата, сказал: "Какой красивый византийский герб". Так было приятно услышать от умного человека правильную трактовку символа. И после этого вопросы исчезли. Нужно, чтобы украинцы понимали, что Россия многое присвоила себе – в том числе и герб", - добавляет ученая.

Автор: kiev.segodnya.ua
  Двуглавый орел на колокольне Софиевского собора.
Двуглавый орел на колокольне Софиевского собора.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

О вдумчивом отношении к наследию напомнил историк, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Александр Алферов. Он отметил, что на постройках разного назначения символы могут по-разному трактоваться.

"К вопросу символики нужно подходить комплексно. А уничтожать все, что связано с символикой оккупации Украины – это значит быть варварами, которые не смотрят на сохранение памятников, культуры. Здесь нужно проводить работу с привлечением специалистов и искать индивидуальные решения, соответственно историчности или культурной ценности. Или в объяснении специалистами того или иного символа, на том или другом здании.

Автор: Facebook
  Александр Алферов: "На Царских вратах в церквях двухглавый орел – это символ не Российской империи, а Византии, православия. И здесь он выступает как существо, появляющееся в Cвятом письме. И совершенно моделирование его, как герб Российской империи - неуместно "
Александр Алферов: "На Царских вратах в церквях двухглавый орел – это символ не Российской империи, а Византии, православия. И здесь он выступает как существо, появляющееся в Cвятом письме. И совершенно моделирование его, как герб Российской империи - неуместно "

Если говорим о демонтаже двуглавых орлов, то немногие знают, что на Царских вратах в церквях – это символ не Российской империи, а Византии, православия. В этом случае двуглавый орел выступает как существо, появляющееся в Cвятом письме. И абсолютное моделирование его как гера Российской империи – неуместно. А вот на колокольне Софии Киевской – там двуглавые орлы были именно как гербы Российской империи", – говорит историк.

Однако демонтаж геральдики с колокольни собора невозможен, поскольку орлы являются элементом отделки и лепнины. Это приведет к разрушению памятника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

"Орлов использовали фактически все государства, которые находились на европейском континенте. Такой символ до сих пор есть в геральдике поляков, албанцев. Двуглавый орел в контексте власти в целом – это европейская традиция. Следует объяснять это людям, особенно иностранцам", - добавляет Алферов.

Подчеркивает, что вообще вопросы вражеской символики должны были решить еще во время декоммунизации 2016 года.

Должны понять, что символика должна уходить в небытие после квалифицированных советов ученых. Или должны признать себя варварами и разрушить все без понимания

"Власть до сих пор не смогла демонтировать не только памятники, связанные с российской, советской идеологией, но даже те красные звезды, которые входили в ассоциативный ряд коммунистического тоталитарного режима. Если посмотрим на Киев - то звезд, серпов и молотов можно набрать еще несколько сотен. Находятся на мостах, проезжих частях, мозаиках. Должны понять: символика должна уходить в небытие только после квалифицированных советов ученых. Или же должны признать себя варварами и разрушить все без понимания - особенно, когда это касается достаточно тонких вещей, связанных с тем же двуглавым орлом", - говорит специалист.

Автор: kyiv.depo.ua
  Двухголовый орел на колокольне Киево-Печерской Лавры.
Двухголовый орел на колокольне Киево-Печерской Лавры.

Все новообразования, появившиеся в последнее время, необходимо демонтировать.

"Если была какая-то определенная реставрация с несоблюдением процесса реконструкции, то можно считать это новообразованием, которое было привнесено искусственно и не имеет исторической ценности", - говорит историк.

ИЗМЕНЕНИЕ НАРАТИВОВ СИМВОЛИКИ

О том, что историки должны не только защищать наследие, но и определенным образом менять содержащиеся в нем нарративы, рассказала экс-директор департамента культуры КГГА, кандидат исторических наук Диана Попова.

Автор: Facebook
  Диана Попова: "Только с помощью вырванных из контекста фактов делать выводы – это очень примитивно".
Диана Попова: "Только с помощью вырванных из контекста фактов делать выводы – это очень примитивно".

"Украинская история очень многослойна. У нас было несколько империй на территории сегодняшней Украины на протяжении веков. Вопросы исторической памяти решать волюнтарным способом просто в угоду времени - абсолютно некорректно. Памятники истории надо оставлять. Это дань поколению. Историкам нужно работать над тем, чтобы изменить болезненно воспринимаемые нарративы, а не над тем, чтобы уничтожать достопримечательности.

Должны работать с картами, определять, где проходила граница и как изменялся ландшафт украинских земель. А если мы в угоду той или иной части нашего настоящего будем менять культурное достояние - это лишь попытка ответить на сложные вопросы очень простым способом. Это страусиная позиция, чтобы не рефлексировать, не дискутировать, не пытаться понять серьезность прошедших в прошлом процессов, приведших к сегодняшним событиям. Все это нужно прорабатывать и говорить с историками, культурологами, чтобы изменить исторический нарратив", - говорит Попова.

Специалист категорически выступает против демонтажа геральдики с двуглавым орлом - по ее мнению, ее нужно сохранить для будущих поколений.

Понимаю, когда хотят наскоро сделать что-то, что облегчит боль миллионов людей, страдающих сейчас от российской агрессии

"Абсолютно понимаю людей, которые хотят таким образом наскоро сделать что-то, облегчить боль миллионов, страдающих сейчас от российской агрессии. Но для этого и существует охрана культурного наследия и министерство культуры - чтобы не дать людям совершать дикость в угоду каким-то сиюминутным порывам. Делать выводы только с помощью вырванных из контекста фактов – это очень примитивно, можно сравнить с тем, как дети стирают резинкой свои ошибки в тетрадях, так и мы пытаемся стереть ту часть, которая на сегодняшний день нам неприятна, но в историческом контексте так будет не всегда. Мы обязательно победим и изменим эту историю, потому что часть украинской истории просто была украдена и приватизирована – и об этом мы должны говорить".

Автор: zmist.pl.ua
  В Полтаве активисты инициируют снесение двуглавого орла на колокольне Крестовоздвиженского монастыря.
В Полтаве активисты инициируют снесение двуглавого орла на колокольне Крестовоздвиженского монастыря.

Уничтожение достопримечательностей эксперт сравнивает с варварством.

"Это та часть оружия, которая будет показывать нас дикарями. В средние века в Риме снесли все памятники императорам. Остался один монумент Цезаря, который не уничтожили, потому что перепутали с фигурой императора Константина, который сделал христианство доминирующей религией империи. Сейчас мы совершаем ту же ошибку, но мы не в средневековье. Должны понимать, что это часть истории. Какой бы она ни была - должна оставаться. Потому что мы сейчас свою боль не можем достойно отрефлексировать, но наши дети дадут этому оценку. А наша задача - сохранить памятники следующим поколениям и передать уже с частью новейшей истории", - говорит Диана Попова.

4

страны имеют на гербе двуглавого орла – Албания, Сербия, Черногория и Россия.

Сейчас вы читаете новость «Двуглавый орел на Софии Киевской и Лавре: почему в столице до сих пор не убрали вражескую символику». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі