- Членов Шевченковского комитета заставили голосовать за лояльных к власти деятелей, - уважает киевский писатель Роман Коваль, 53 года.
Его номинировали за исторический очерк "Михаил Гаврилко: стеком и саблей". На основе документов написал о скульпторе и сечевом стрелке, которого большевики сожгли в топке паровоза. Очерку не хватило двух голосов, чтобы получить Шевченковскую премию.
Как оценивали свои шансы?
- Василий Шкляр в интервью заявил, что мой роман победит. Сглазил, - говорит Роман Николаевич. - Во втором туре в номинации "публицистика" отсеялись почти все мои соперники. Остался русскоязычный тележурналист Андрей Цаплиенко. Он парень талантливый, но фильмы его во-первых не совсем об Украине, во-вторых на русском. В финале я победил его со счетом 13:1. Слышал от членов комитета, что давление власти было очень сильным. Я не боялся Цаплиенко, но я понимал, что может вмешаться власть.
На мой творческий вечер 24 января в Доме ученых пришла Анна Герман. "Свободовец" Юрий Сиротюк сказал: "Все, кто поддерживают Януковича - враги Украины. В том числе Анна Герман, которая сидит во втором ряду". Она не отреагировала, но зал начал кричать "Позор". Разделяю точку зрения Юрия, хотя можно было как-то повежливее. Мои оценки первого лица услышали. Поэтому решили не усиливать оппозицию еще и Шевченковским лауреатом. Поэтому оттянули у меня несколько голосов, двух из которых не хватило.
Можете назвать людей, которые передумали?
- Не имею права, но знаю их. Говорили, что Борис Олийнык (председатель комитета Шевченковской премии. - "ГПУ") смотрел на этих, кто оттянули голоса, и грустно качал головой. Официально было пять премий, а дали троим. Хотели даже переголосовать, но не отважились. Власть отслеживает, кто борется с ней, а кто лоялен. Нынешние лауреаты публично ее не критиковали и угрозы для нее не представляют.
На что потратили бы награду, если бы получили?
- Отдал бы на памятник Михаилу Гаврилко в Болехове на Ивано-Франковщини. Там как раз не хватает. Мы 200 тысяч гривен собрали, но еще нужно столько же. Уже памятник готов. Только надо его "одеть" - в бронзу или в гранит.
Как восприняли поражение?
- Больше удивился, чем опечалился. Возобновил работу над книгами. В конечном итоге, это определенным образом упростило мне жизнь. Если бы получил премию, возник бы вопрос - как ее брать из рук человека, который уничтожает Украину?
Комментарии
1