вторник, 30 января 2018 07:15

Мода приходит из-за границы. Позже лет на 10

 

34 украинских фильма в 2017-м вышли на большой экран. Это рекордное количество за годы независимости. В этом году анонсировали 35 отечественных премьер. О том, как искали актеров для нового украинского кино, рассказывает кастинг-директор кинокомпании "Пронто-фильм" Алла Самойленко, 44 года.

Где ищете актеров?

— Самый эффективный путь — социальные сети. Все время там "роюсь", отыскиваю интересные лица. Когда знакомлюсь с людьми — смотрю на них как на рабочий материал. Понимаю: если имеет кинематографическое лицо — рано или поздно понадобится в кадре. Заношу в свою базу на компакт-дисках. Начала ее создавать 15 лет назад. Многих актеров нашла во время поездки по Западной Украине в 2011 году. Тогда проводили кастинг для фильма "Братья. Последняя исповедь" (экранизация романа шведского писателя Торгни Линдгрена "Шмелиный мед", действие книжки перенесли из Скандинавии на Гуцульщину. — ГПУ) Виктории Трофименко.

Познакомилась с несколькими интересными театрами — в Дрогобыче, Стрыю на Львовщине, Коломые, селе Прутовка Снятинского района на Ивано-Франковщине. Возвращаюсь к актерам оттуда, как только есть запрос на западноукраинские типажи.

Два года езжу в Днепр и Одессу. Самый насыщенный регион, если говорить о театральной жизни и количестве актеров, — Харьков.

Вся Украина должна быть представлена в кино. Актер любого провинциального театра должен иметь возможность попасть на экран. Как было в Америке в 1950–1960-х, когда начинался большой кинематограф. Тогда появились Аль Пачино, Роберт де Ниро. Так же работают продюсеры во Франции, России, Польше.

Актеры, которые постоянно маячат на экранах, стоят очень дорого. Кажутся продюсерам популярными, на них делают ставку. Но зрителям надоедают. Нужно искать новых исполнителей. Так делают американцы и британцы. Каждый сериал — полностью обновленный актерский состав. Берут звезду Николь Кидман. Возле нее ставят еще одну — и вокруг абсолютно новые лица. Эффект новизны работает потрясающе.

Как представляете себе образы героев?

— Когда читаю хороший сценарий — образы рисуются сами собой. Иногда приходит на ум конкретный человек. В роли главной героини "Братьев" — писательницы, которая хорошо разбирается в людях, — сразу представила львовянку Наталью Половинку. Как актриса она исключительна. Имеет европейскую манеру игры, сдержанную. Наталья очень хотела эту роль. Часто бывает, что нужно брать заинтересованного актера, даже невзирая на сомнения. Когда он отдается роли полностью, может выйти за рамки своей личности и привычной манеры игры. Это дает хорошие результаты.

Есть ли конкретные параметры, требования режиссера, которые учитываете при отборе?

— Важнее всего — попадание в типаж. Чем более похожей будет личность актера и написанного персонажа, тем лучше для кино. Обычно творцы фильма дают так называемые "референсы" — точно говорят, как должен выглядеть актер. Но это ограничивает. Когда начинаешь искать физическое подобие, можешь не обратить внимания на другое. Всегда даю большой допуск. Может быть такое телосложение или такое. Понимаешь, подходит ли, когда начинаешь общаться. Так было с днепровским актером Олегом Шульгой, когда проводили кастинг в историческую драму Зазы Буадзе "Червоный" (экранизация романа Андрея Кокотюхи о восстании в одном из лагерей ГУЛАГа в 1947-м. — ГПУ). Режиссер сразу не разглядел в нем одного из главных героев — летчика Гурова. Олег тогда был немного полнее, круглолицый, низкого роста, не атлетического телосложения. С довольно тонкими плечами. Не произвел впечатления. А я его разглядела. Когда общались, почувствовала человека с сомнением внутри. Тот, кто прошел войну, не может быть иным. Год служил в зоне АТО. В кадре оказался пластичным. Все, что касается профессиональных военных движений, исполняет безупречно. Для роли специально похудел. Сейчас поддерживает форму. Стройный, имеет очень выразительное лицо.

В новую картину о войне на Донбассе Заза Буадзе сам предложил Шульгу. Фильм "Позывной Бандерас" выйдет осенью.

На что, кроме внешности, обращаете внимание?

— Хорошо говорит все — как человек ходит, двигается. Как говорит, сидит. Какая у него спина. Это все рисует характер, определенный образ. Когда-то актеры заполняли анкету от руки. Смотрела на почерк — понимала, что никогда не позову этого человека. Видно, что психически неуравновешен. Или актер внешне кажется милым, доступным, приятным в общении — а пишет архитектурно, очень точно. Думаешь, что нужно быть осторожной. Потому что будет придирчиво вычитывать договор, требовать оплаты переработки.

Вы часто приглашаете в кино театральных актеров?

— Проще взять театрального актера и показать, как работать перед камерой, чем переобучать сериальных. На телевидении актеры не играют в интересных амплуа. Имеют постоянные роли врача, учительницы, бандита или мента. Мало многогранных героев. Один играет всех подлецов или героев-любовников. Хотя, возможно, с годами расплылся, имеет второй подбородок.

Киноактер должен психофизически соответствовать задуманному. Большая редкость — подконтрольная мимика. Малейшие внутренние изменения героя должны отображаться взглядом и мышцами вокруг глаз. Трагические сцены актер проживает, извлекая с глубины воспоминания, которые могут вызвать нужную эмоцию. Нечасто вижу, чтобы у актрис красиво двигались губы. В голливудских фильмах исполнительница с некрасивой мимикой губ не бывает героиней. Вычислила это года три назад из кусочка фильма с Мерилин Монро. Когда искала актеров для фильма Аркадия Непиталюка "Кровянка", отметила такой талант у Дарьи Полуниной.

Каких типажей сейчас недостает в Украине?

— Нет разнообразной актерской палитры. Физические особенности актера считают недостатком, например, лысину. Не принято играться с внешностью. Если отращивают волосы или усы — обычно специально для роли. Ближайший сосед, Польша дает намного более разнообразную картину персонажей. Неделю просматривала турецкие сериалы. Поняла, что у них главные герои — победители конкурсов красоты, бывшие модели. Поставили это на поток. Красивый герой для зрителя — повод простить все: плохую драматургию, непритязательную обстановку в кадре, слабую режиссуру. У нас хочется больше красоты на экране. В Украине красивых женщин много, но они не попадают в кино.

Больше всего недостает героев и героинь. Запросы на них постоянно меняются. Сегодня нужны одни, завтра — другие. Проводят социологические опросы, каналы исследуют свою целевую аудиторию. Сейчас все начали писать сценарии на молодых и очень задиристых девушек. Или образ 40-летней самостоятельной женщины, карьеристки. Мода приходит из-за границы. Позже лет на 10, как правило. Начинаем искать такие типажи среди актрис — а их нет.

60 фильмов сняли при участии исполнителей, которых нашла кастинг-директор Алла Самойленко.

— Актеры из Западной Украины лишены пафоса столичных. И на сцене, и в жизни. Имеют довольно простой быт, — рассказывает о 65-летнем актере Захарии Новицком из Коломыйского театра им. Ивана Озаркевича. Играл в фильмах "Полет золотой мушки", "Припутни".

— Большинство в их окружении думают, что эти люди занимаются не совсем мужской профессией. Хотя осознают свою задачу и жизненное призвание. Играя в театре, убеждены, что служат искусству. Захарий Новицкий — это типаж работника сервиса, чудака, мужчины, который встретил НЛО. Увлекательно рассказывает об этом. Гениальный актер эпизода, как Борислав Брондуков.

Сейчас вы читаете новость «Мода приходит из-за границы. Позже лет на 10». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі