пятница, 05 июля 2013 05:15

"Кузнец в селе был вторым человеком после священника"

 

- Подай Марусю, надо выгнуть прут, - обращается худощавый высокий кузнец к соседу. Марусей, шутя называют большой молоток.

- Ага, хороший прут, красный, целый "прутень", - смеется тот и протягивает молот. На фестиваль кузнечного искусства "ВакулаФест-ХХІ" в поселок Опишня на Полтавщине приехали 13 мастеров. Расположились в парке Центра развития духовной культуры.

От наковальни отходит один из кузнецов и достает пачку папирос. Ему подносят зажигалку. Мастер отрицательно машет головой и направляется к горну.

- Кузнецы прикуривают угольком из горна, такая привычка. Чтобы не отвернулась огненная благодать, - объясняет Марьян Каличак из Дрогобыча на Львовщине. - Раньше в селе кузнец был вторым человеком после священника. Железо же твердое, крепкое и холодное. Только кузнец мог сделать его плоским, податливым и теплым. Поэтому в огонь мастер никогда ничего не бросит, кроме угля. Даже окурок. А наковальня - это такой себе священный престол для кузнеца. На нее нельзя опираться задней точкой или садиться. Да и денег кузнец от покупателя или работодателя не берет из рук - только с наковальни.

В огонь мастер никогда ничего не бросит, кроме угля. Даже окурок

К кованому сундуку в углу подходит молодая пара.

- Если бы сам не видел, не поверил бы, что это сделано вручную одним молотком и зубилом, - говорит парень подруге. - Как будто из какого-то фильма о детях капитана Гранта.

Девушка фотографирует сундук и осторожно прикасается к кованным розам.

- Приехали из Миргорода специально на этот фест. Не можем поверить глазам. Вон женщина, вроде хрупкая, маленькая - не верила, что она кузнец. Думала, чья-то жена, типа помощника принеси-подай. А потом смотрю, молотком здоровенным как начала махать. Мне такой бы самой не помешал ночью от маньяков отбиваться, - смеется Екатерина Воронина, 14 лет и посматривает на кузнеца из Львова 34-летнюю Эмилию Сидор.

Несколько мужчин подходят к кованой пушке на колесах, украшенной драконом.

- Раз черт примостился на казацкую пушку, значит у врагов Украины плохи дела, - говорит один из мужчин, щупая кованое чудовище.

- Над пушкой работал около месяца. Столько же времени забрал дракон, - рассказывает автор 41-летний Сергей Мисько из Комсомольска на Полтавщине. - Работа кропотливая. Каждую чешуйку нужно было выковать отдельно. А потом приварить. Дракон у меня уже третий. Людям такие работы нравятся. Берут для интерьера.

После обеда к кузнецам подходит невысокая русая женщина в цветастом платье. Приглашает на обед. Кормят за счет организаторов. Через 5 мин. кузнечный городок пустеет. Лишь за крайним горном кузнец доковывает небольшую пластину в виде кленового листка.

Сейчас вы читаете новость «"Кузнец в селе был вторым человеком после священника"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі