вторник, 10 сентября 2019 00:25

Если не звучит обработка "Несе Галя воду", то мы уже не знаем, это украинское произведение или нет

 

- Фестиваль "Букет" помог выявить единомышленников, - говорит музыковед Любовь Морозова, 37 лет. Была куратором музыкальной программы фестиваля высокого искусства "Букет". В рамках мероприятия на территории заповедника "София Киевская", в музее "Золотые ворота" организовали концерты, кинопоказы, выставки, театральные экскурсии, публичные разговоры с лидерами мнений и культурными деятелями.

— На первом Майдане в 2004-ом киевляне надевали оранжевые ленты. И когда видели на улице кого-то с такой же лентой, чувствовали, что все в порядке. Свои рядом и их много. Так и здесь, на подворье Софийского собора, когда 1000 человек слушали вместе классическую музыку, чувствовала себя хорошо. Это очень важно в наше время. Пространство открыто, максимально доступно, в какой-то степени даже проходное. Когда слышала слишком громкий детский смех, хотелось пойти и куда-то отвести этих дебоширов. А потом думала — я же сама организовала концерты в таком виде, почему же нервничаю. Искусство вторгается в повседневную жизнь города и наоборот.

Меня поразило, когда дирижер Луиджи Гаджеро (выступает с Государственным эстрадно-симфоническим оркестром, возглавил киевский "Ухо-ансамбль". — ГПУ) приехал в Украину пять лет тому назад из Италии. Там ему не хватало непосредственно реакции. Да, европейский слушатель очень много знает, может разложить музыкальное произведение по нотам, но не способен откликнуться. Украинцы по партитуре не следят за концертами, потеряли часть исторического процесса из-за "железного занавеса". Но мы можем сопереживать. Это самое ценное.

— У нас не так много фестивалей классической музыки, — продолжает Любовь Морозова.

— В начале августа вернулась из "ЛьвівМоцарт". Это очень правильное и нужное мероприятие. Напоминает, что Франц Ксавер Моцарт, сын Вольфганга Амадея Моцарта, 30 лет прожил во Львове и основал первое музыкальное общество города. Этот фестиваль организован как раз в абсолютно европейском духе. Билеты на "ЛьвівМоцарт" стоили по 5000 гривен. Наверное, правильно, потому что это единственно возможный вариант провести такое событие. В Киеве хотела совсем другое. Не желаю работать с классической музыкой как с элитарным искусством, красивым ритуалом. Мне кажется, что элитарность сегодня — это не история о "дорого". Имея доступ ко всему, тем не менее, важно раскрывать внутреннюю свободу, позволяющую оставаться собой.

В каких еще местах можно в Киеве провести фестиваль классической музыки?

— Очень хочу на Русановке (столичный спальный район на намытом острове. — ГПУ). Это вообще рассадник композиторов, актеров, архитекторов, художников. С конца 1960-х получали здесь квартиры в новостройках. На Русановке сохранился свой особый интеллектуальный микроклимат. Понятно, что в старой части Киева удобнее организовать фестиваль, чем на левом берегу Днепра. Но надо поддержать тренд децентрализации.

Выставку достижений народного хозяйства возвели в 1950-х, и мы уже не хотим воспринимать это как искусство. Должна была превозносить Сталина. В центре ВДНХ планировали поставить ему памятник — больше, чем все, существовавшие на тот момент. Тем не менее, каждый павильон выставки имеет свой стиль. Есть на что посмотреть. "Гогольфест" использовал советское наследие ВДНХ как повод посмеяться над прошлым. Фестиваль "Атлас Уикенд" как будто вообще не замечает павильонов, привлекает только открытое пространство лужаек и площадей выставки.

Мне хотелось бы поработали с ВДНХ как с настоящей реальностью. Без искусственной попытки не замечать этого обломка СССР. Нам надо учиться жить с адекватным взглядом на свое прошлое и настоящее.

Когда начала просматривать клипы современных западных исполнителей, снятые на киевских Позняках и Троещине, по-новому посмотрела на эти районы. Хотя раньше спрашивала знакомых оттуда: "Как вы можете жить в этих каменных джунглях?" Иностранцы увидели в этой части Киева свою ужасную красоту. Какое-то странное сочетание природы и железобетона. Поняла, что для них это тот образ города, которого больше нет нигде. Такой Киев тоже надо полюбить. Не только Софийский собор, Лавру, Андреевский спуск. На самом деле в том, что нас окружает в спальных районах, тоже очень много хорошего. Надо не только находить, но и подчеркивать это. Не пытаться муралами украсить многоэтажки, а понять, чем могут быть нам дороги.

Любовь Морозова рассказывает, что ее попросили написать вступительное слово для украинского спецвыпуска ведущего немецкого издания о современной академической музыке.

- Хотели вступительную статью о культурной идентичности. Спрашивают: "Ну, есть же у вас произведения, которые это все суммируют?" Я поняла, что у нас нет. Гопак и другой фольклор вытеснили всю остальную традицию. Если на сцене звучит не обработка "Несе Галя воду", то мы уже не знаем, это украинское произведение или нет. С тех пор я стала выяснять черты, которые, мне кажется, являются нашими. Одна из них — украинское понятие "уродилось". Помните анекдот про украинца, которому пообещали земли столько, сколько сможет охватить? Он едет-едет, конь стал, пошел пешком, устал, ползет, на третий день уже без сил падает, но срывает с себя шапку, кидает ее вперед и говорит: "А это под бурячки".

Это о том, что украинцы, с одной стороны, пытаются объять необъятное, а с другой — живут на земле урожая. Это когда приезжаешь к бабушке, а она тебе выносит варенье, огурцы, помидоры, еще что-то. И ты говоришь: "Бабушка, я это все не довезу, не смогу". "Ну как же так, ну это же уродилось". Дары полей от родных из села вызывают умиление. Но украинские композиторы по такому принципу часто пишут сочинения. То есть в первые 5 минут автор музыки пытается тебе вынести все, что у него "уродилось" — показал все, что умеет. А следующие 40 минут он думает, как продолжить.

У плохих композиторов нет понимания, что с этим делать. Почему Сергей Прокофьев наш? Меня с детства всегда мучил вопрос, как этот композитор, имея такой ум, память, способности, а в одно произведение впихивал столько тем, из которых немец сделал бы 20 отдельных произведений. Но так наше мышление устроено. Оно многое объединяет, и мы очень щедры в том, что делаем.

Фестиваль "Букет" имел ту же идею. Это много различных стилей и жанров, собранных воедино.

Сейчас вы читаете новость «Если не звучит обработка "Несе Галя воду", то мы уже не знаем, это украинское произведение или нет». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі