Украина находится в состоянии гражданской информационной войны. Правда, из-за специфики "военных" действий догадываются об этом немногие. Но в средствах массовой информации снаряды взрываются то тут, то там: нефтезаводы пытаются отщипнуть от бизнеса независимых сетей автозаправочных станций, производители ферросплавов не мирятся с металлургами, автосборочные заводы хотят поправить положение за счет импортеров. Этот перечень можно продолжить.
Во всех случаях логика "недовольных" одинакова: спасти ситуацию могут только льготы и ограничение импорта. Если перевести эти пожелания в деньги, выходит довольно большая сумма. Преференции, о которых просят нефтеперерабатывающие заводы, по оценке экспертов, потянут на 25 млрд грн. За дешевую электроэнергию, которую выбивают для себя ферросплавщики, сотни миллионов гривен должна будет заплатить бюджетная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство. При увеличении импортной пошлины на автомобили на порядок снижаются соответствующие таможенные поступления, поскольку легковушки начинают завозить как машинокомплекты.
Причина "упадка" некоторых отраслей, к сожалению, тоже одна — нежелание или отсутствие возможности у частных владельцев тратиться на модернизацию своих предприятий. Возьмите шесть украинских нефтезаводов — суммарный объем инвестиций в их реконструкцию сопоставим с вливаниями в один белорусский Мозырский НПЗ.
Запорожский завод ферросплавов в 2010 году намеревался строить собственную подстанцию за 70 млн грн для получения дешевой электроэнергии. Проект не реализовали. О повышении энергоэффективности тоже ничего не слышно. Но предприятие вместе с другими ферросплавными заводами продолжает добиваться низких энерготарифов более дешевыми способами — акциями протеста и обращениями во все инстанции.
Запорожский автомобилестроительный завод все время жалуется на отсутствие средств для модернизации модельного ряда. Поэтому ЗАЗ поставляет украинцам проверенную классику, а также модели китайской разработки, к которым не нужно оплачивать лицензию на сборку. Параллельно этот производитель поддерживает ограничение импорта автомобилей с объемом двигателя от 1,0 до 2,2 л, на которые приходится до 80-90% продаж автосалонов. Чтобы больше покупали "китайцев" украинской сборки?
Льготы для одних отраслей означают убытки не только госбюджета, который многие воспринимают как аморфное понятие, но и для конкретных бизнес-групп. Аналитик "АРТ Капитал" Станислав Зеленецкий видит выгоду в случае введения импортной пошлины на бензин для группы "Приват", которая контролирует три НПЗ, а также для бизнесмена Дмитрия Фирташа как потенциального владельца Лисичанского нефтезавода. В случае ограничения ввоза ферросплавов в выигрыше тот-таки "Приват" и предприниматель Виктор Пинчук. Сокращение ввоза автомобилей — на руку корпорации "Богдан Моторз" Петра Порошенко и группе "Укравто" Тариела Васадзе.
Кто же проигрывает? Из-за введения пошлины на автомобили потеряет депутат от Партии регионов Дмитрий Святаш — его компания "АИС" контролирует до 10% украинского авторынка. Убытки понесут и более мелкие импортеры.
По мнению представителя парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу Александра Гудимы, в результате мер в поддержку отечественного производителя, как это ни странно, потеряет и самый богатый украинец Ринат Ахметов. Ограничение импорта ферросплавов ударит по его металлургическим предприятиям холдинга "Метинвест", которые вынуждены будут покупать украинский ферросилиций почти на 20% дороже импортного.
Пошлины на ввоз нефтепродуктов подорвут бизнес сети АЗС "Параллель" этого же предпринимателя. Вместо литовского топлива вся Восточная Украина должна будет покупать бензин и дизель Кременчугского и Лисичанского нефтеперерабатывающих заводов. Фактически страна вернется в 2004 год, когда рынок контролировали "Приват" и три российских нефтяных компании (читай — правительство РФ). А монополисты, как правило, не дают заработать чужим сетям АЗС, они забирают всю рыночную маржу. Поэтому "Параллели" и другим подобным компаниям придется идти на поклон к тем же владельцам нефтезаводов. Однако дорого продать их не выйдет: бизнес, который ничего не зарабатывает и зависит от монопольных поставок, стоит дешево.
У Гудимы есть объяснение такой ситуации. "Раньше группу Ахметова считали главной "при дворе", а теперь, наверное, Янукович думает, что и так предоставил ему достаточно преференций при приватизации энергетики. Поэтому, наверно, для Ахметова "прописали" новые правила игры", — предполагает он. В то же время, по мнению народного депутата, "Коломойский является реальной силой: олигархом, медиамагнатом и, в частности, президентом Европейского еврейского союза", поэтому "с ним могли и поделиться". Влиятелен до сих пор и Дмитрий Фирташ.
С другой стороны, Александр Гудима не исключает, что власть считает себя настолько сильной, что может повторить дело россиянина Михаила Ходорковского для любого украинского олигарха. И в этом, наверное, политик прав. Похоже, президент Виктор Янукович пытается быть равноудаленным, насколько это возможно, от всех бизнес-групп, создав для них одинаковые правила игры. Об этом свидетельствует отсутствие решений государственных органов, которые были бы в пользу одной финансово-промышленной группы и в ущерб другой.
Эту версию подтверждают и оперативно подготовленные и срочно проголосованные парламентом 30 июля в первом чтении два проекта законов о льготах для реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях. Документы предусматривают в 2013-2032 годах бюджетное софинансирование инвестиционных проектов, погашение процентов по кредитам, государственные гарантии под ссуды. На 10 лет инвесторов могут освободить от налога на прибыль, дать им право на ускоренную амортизацию и преференции относительно импортной пошлины и НДС во время ввоза оборудования.
Станислав Зеленецкий считает, что новые законы станут серьезным аргументом для владельцев частных предприятий для начала модернизации, если раньше они ее откладывали. Единственное условие — все отрасли должны получить одинаковый доступ к государственным ресурсам.
Комментарии
1