Он был великий поэт, гордился тем, что его стихотворения невозможно перевести даже на близкие языки. У него был щедрый дар, писал прозу, был киноактером и кинорежиссером.
Только что на киностудии имени Довженко закончен монтаж 90-минутного документального фильма о Винграновском. Фильм сделал друг и однокурсник поэта, 70-летний Ролан Сергиенко. Чтобы смонтировать фильм, режиссер приехал из Москвы, где сейчас живет. Он недавно перенес инсульт, из-за чего говорит очень медленно и тихо.
— Два года назад, над гробом Николая, я пообещал сделать этот фильм, — говорит Ролан Петрович. — Удалось не сразу. Помог мой кум Александр Коваль — бывший оператор, режиссер, директор студии кинохроники. Он понимал, что для меня это очень важно. Кассету с фильмом возьму на Николаеву могилу седьмого ноября. А когда премьера — не знаю, не мне решать. В Москве, в Украинском доме на Арбате, хотят показать картину перед Новым годом.
Мы с Винграновским учились у Довженко в Москве, во Всесоюзном государственном институте кинематографии, с 1955 года. Александр Петрович нашел Николая в Киеве, на первом курсе театрального института, и забрал с собой в Москву. У Довженко на курсе нас было 28 душ, многие стали известными кинорежиссерами — Георгий Шенгелая, Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Виктор Туров.
Так Николай оказался в общежитии, где я уже жил — комната 428, четыре кровати. Это называлось " городок Моссовета", Четвертый проезд, дом 12а. Наши кровати стояли у окна: Николаева слева, моя справа.
Спрашиваете, любили ли Николая девушки? Да. С самого начала до самого конца. Очень много. Любили, любят — и будут любить. Донжуаном он не был, просто был свободным человеком.
Как я впервые увидел его? Сначала я увидел не Николая, а его тетрадь. Зашел в свою комнату и вижу, что там есть вещи, которых не было раньше. Значит, есть новые жильцы. А на столе лежит общая тетрадь, раскрытая, а там стихотворения. Я прочитал: "Нэ говоры, нэ говоры Про свитанковый яр, Там сплять прощання яворы Пид выбухамы хмар". Вся тетрадь исписана стихами, они показались мне красивыми.
Он выпивал яйцо и протягивал вместо рюмки
И тут в комнату зашли двое. Один крепкий, усатый, второй — худощавый, загоревший. Спрашиваю: "Кто из вас автор этих стихов?" Они говорят: "А угадайте!" Я подумал, что это усатый, и не угадал. А Николай протянул руку: "Винграновский!" Так началось знакомство, и продолжалось — нет, продолжается — уже больше пятидесяти лет. Я рассказываю об этом в фильме. Он называется "Исповедь перед другом". Мы действительно были друзья. А кто тот усатый, которого я при знакомстве перепутал с Николаем, не знаю. Его звали Вася, и он у нас не учился.
Следующий, с кем говорим о Винграновском, как раз Василий. Правда, другой — киевский поэт и актер Василий Довжик, 60 лет. Он вспоминает:
— Когда я учился в Киевском театральном институте, покойный ныне профессор Михаил Карасев рассказывал, как они отдали Винграновского Довженко. Когда Александр Петрович приехал из Москвы искать здесь себе способных студентов, ему решили предложить кого-то, кого не жалко. Соблазнили тем, что "этот студент стихи пишет". А на самом деле от него хотели избавиться, потому что у Винграновского было то, что называется актерский " зажим", то есть определенная мускульная несвобода. Может, так оно тогда и было. В роли Ивана Орлюка в фильме "Повесть пламенных лет" " зажим" заметен, но скрыт особой патетикой.
А вот стихи он читал красиво, как никто! Мы с ним ездили на творческие встречи в Запорожье. Ставка за выступление была 8 рублей, и, чтобы прилично заработать, нужно было отработать выступлений тридцать. Это делалось конвейе ром: где-то на "Запорожстали" в обеденный перерыв выступаем в одном цехе, потом переходим во второй и так далее. А вечером выступали в общежитиях для рас конвоированных, то есть зэ ко вского контингена. Принимали нас очень хорошо, потому что Винграновский читал стихи магически. Это не могло не поражать. За день таких выступлений были шесть-семь, меня это опустошало, утром тяжело проснуться. Жили мы в гостинице. Пока я сплю, он сходит на базар, купит свежих яиц. А потом сидит на кровати, укутанный в простыню, и пишет стихи. Будит меня: "Василий, ну чего ты лежишь, как собака! Послушай стихи!" Стихи были такие густонасыщенные, что из такого одного можно сделать два, мне казалось. Иногда он говорил: "Василий, а налей мне слезу!" А куда — стакана нет. Тогда он выпивал яйцо и протягивал вместо рюмки: "А хоть сюда!"
И я ему читал свои стихи. Не знаю, что он там находил, но Николай умел плакать над чужими стихотворениями. Он вообще не стеснялся наивности. Даже его гордость была немного наивна. Он говорил: "Мы с Шевченко — непереводимые поэты!" И так же он гордился тем, что имеет звание подполковника запаса, хотя обычно в запасе дослуживаются только до капитана.
Винграновского не стало в 2004-м
Николай Степанович Винграновский родился 7 ноября 1936 года в Первомайске на Николаевщине. Учился в Москве на кинорежиссера. Сыграл главную роль в "Повести пламенных лет" (сценарий Довженко, приз Каннского кинофестиваля 1961 года). Снял фильмы "Дума о Британке", "Эскадра поворачивает на запад", "Климка". Первый сборник стихов "Атомные прелюдии" издал в 1962 году. Автор романа "Наливайко", повести "Манюня". Лауреат Шевченковской премии 1984 года за стихи для детей. Первый председатель украинского Пен-клуба. Умер в Киеве в мае 2004-го.
43-летний сын Андрей — депутат Киевсовета, фракция Виталия Кличко.
Комментарии