пятница, 09 апреля 2010 05:12

"Украинская политика — очень персонализированная война за выживание"

"Украинская политика — очень персонализированная война за выживание"

О чем свидетельствуют последние назначения президента, "ГПУ" рассказывают политолог 40-летний Кость Бондаренко и политтехнолог Анатолий Луценко, 34 года.


Кость Бондаренко:

— Янукович удовлетворил аппетиты своего окружения во властной вертикали. Правительство отдал группе Андрея Клюева, Администрацию президента сформировал из группы Сергея Левочкина и собственных креатур, а во главе региональных элит поставил людей, ориентирующихся лично на него. По такому же принципу усилил Совет национальной безопасности и обороны. Богатыреву оставил на должности секретаря, чтобы не отдавать преимущества ни одной из этих групп, и уравновесил их влиянием группы Рината Ахметова, к которой Раиса Васильевна всегда принадлежала. Назначением Сергея Куницына своим постоянным представителем в Крыму президент усилил контроль над полуостровом. При Кучме именно Куницын держал Крым железной рукой, теперь там будет меньше дрязг и больше конструктива.


Анатолий Луценко:

— Главным критерием в кадровой политике Виктор Янукович выбрал личную преданность и дисциплину исполнения решений. Его властная пирамида сформирована по Конституции 2004 года, в которой институт президента был ключевым. При этом де-юре функционирует парламентско-президентская модель. Подобная практика случается не только в Украине. Например, во Франции, когда в парламенте есть пропрезидентское большинство, то должность главы правительства скорее техническая, ведь политическая инициатива принадлежит президенту.


Назначая соратников, Янукович бил по политическим оппонентам?

Кость Бондаренко:

— Нет, он и не собирается выбивать стул из-под них. Политическими конкурентами в ближайшие годы Янукович именно видит представителей групп из своей партийной среды. Это заметно по формированию вертикали чинов в Министерстве внутренних дел и Службе безопасности: министр-милиционер Анатолий Могилев более ориентирован на группу Андрея Клюева, а Валерий Хорошковский — на среду Сергея Левочкина, которые фактически противостоят друг другу. Своими назначениями Янукович уравновешивает конфронтацию между ними. Такой принцип сдерживания у нас уже был при президенте Кучме.

Из когда-то монолитного Блока Юлии Тимошенко начался отток бойцов, и к тому же лучших

Анатолий Луценко:

— Часть должностей распределялась и по принципу политической дани союзникам по коалиции — Блоку Литвина и Компартии. Можно допустить, что пролоббированые ими "назначенцы" будут несколько выбиваться из общей властной канвы, а поэтому "регионалы" сосредоточатся на том, чтобы растворить их в своих рядах.


Остальные назначенные предшественником Януковича чиновников останутся при власти?


Кость Бондаренко:

— Из прежней власти на губернаторской должности на Львовщине остался Николай Кмить. В настоящий момент он удовлетворяет нового главу государства. Кмить не принадлежит ни к одной группе, хотя у него хорошие отношения с бывшим руководителем Государственного управления делами (Игорем Тарасюком. — "ГПУ"). Но как представитель бизнеса не заходил далеко в политические процессы.


Анатолий Луценко:

— Достаточно большая группа местной номенклатуры сохранит за собой и влияние, и должности. Беспокоит сокращение и ликвидация десятков консультативно-совещательных и научных, экспертных институций. Большинство из них создано очень давно, они имеют серьезные наработки в сфере международной политики, административной, судебной, социальной и экономической реформ. Теперь эту работу придется начинать с начала.


Чем предопределен переход Андрея Портнова в заместители председателя Администрации президента?


Кость Бондаренко:

— Те, кто предложил ему там заниматься вопросами судебной реформы и судоустройства, имели целью показать, что из когда-то монолитного Блока Юлии Тимошенко начался отток бойцов, и к тому же лучших. Теперь Портнов будет работать в тандеме с министром юстиции Александром Лавриновичем.


Анатолий Луценко:

— Украинская политика — очень персонализированная война за выживание. Если бы наши политические проекты были носителями идеологий, тогда "перебежчикам" можно было бы приписывать измену принципам. А теперь шаг Портнова воспринимают как переход из одной команды менеджеров в другую.

Сейчас вы читаете новость «"Украинская политика — очень персонализированная война за выживание"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі