Конкурент Януковича на выборах должен быть похож на американского президента Авраама Линкольна, которому поверили и который отменил рабство. Так считает диссидент и участник инициативной группы "Первого декабря" 84-летний Евгений Сверстюк.
— У нас, правда, Ющенко уже был. Его функция была — воспользоваться доверием народа, а там уже делать, на сколько хватит сил и духа. Не очень сложилось, — говорит правозащитник.
Как повлияли на политическую ситуацию события вокруг Врадиевки?
— Это восстание против беззакония, которое свидетельствует о европейскости украинцев. Людям накипело, и они имели конституционное право высказаться. Власть боится народа. Так и должно быть.
Протест может перерасти во всеукраинский?
— Это всего лишь один из толчков, пример другим. Врадиевцы не могут удовлетвориться локальным протестом, потому что его никто не услышит. Поэтому хотят национального масштаба. Тем более, имеют поддержку в других регионах, где аналогичная ситуация. И руководители государства готовятся к народным протестам.
Что они будут делать?
— "Сверху" заинтересованы уменьшить протестное движение, и это логично. Руководители страны всегда хотят противостоять силовым способом. Почувствовали, что могут это сделать, хотя и немалым средством. Но они не знают, к чему это приведет.
Как расцениваете действия оппозиции? Почему она не поддержала митингующих?
— Наша оппозиция не имеет позиции, какой-то принципиальной, далекоидущей и твердой. Она реагирует на отдельные действия власти. Этого мало.
Кого можно выделить из оппозиционных лидеров?
— Современные руководители соревнуются на поле рекламы, борясь за рейтинг. Но это не важность человека, а временный показатель. Лидер, который может конкурировать с Януковичем за должность президента, безусловно, где-то есть. Возможно, он выйдет из народа. Если бы заранее знали, кто именно, — его бы уничтожили. Хотелось, чтобы это был человек уровня, например, Авраама Линкольна (16-й президент США, который отменил рабство. — "ГПУ").
Какие первоочередные вопросы необходимо решить стране?
— Главное — пробуждение ответственного, совестливого гражданина, на которого можно положиться. Мы поддерживаем тип свободного человека, у которого есть робкие намеки на бескорыстность и самопожертвование. Это нельзя пропагандировать, а только показывать примером. У Канта есть закон: этическое может быть тогда, когда человек действует в силу обязанности, даже если это против его личных интересов.
Комментарии
6