27 июня завершились тесты внешнего независимого оценивания. Заявления на их сдачу поступили от 322 тыс. человек — это на 6 тыс. меньше, чем в прошлом году. С 1 до 31 июля абитуриенты подают документы в вузы на поступление. Студентов будут набирать по результатам тестов ВНО.
— В этом году медлили с результатами по физике. Нет никаких рациональных объяснений, почему их так долго не объявляли. Это минус этой кампании, — говорит директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянский, 51 год.
Как оцениваете ход тестирования?
— В целом результаты стабильные. Система работает так, что из года в год некоторое количество человек набирает максимум — 200 баллов, а приблизительно 10 процентов не преодолевают вступительный барьер.
Были ли новации в тестировании?
— Нет, ВНО не развивается последние три года. В 2009-м разработали вариант отказа от бумажных тестов и переход на электронные. Но изменилась власть, и все заглохло. Поэтому десятки тонн бумаги продолжают перемещаться.
Возможность подать документы в вузы в электронной форме стала шагом вперед?
— В прошлом году только 11 процентов поступающих смогли этим воспользоваться. В этом году их может быть больше. Но я советовал бы абитуриентам, если возникают проблемы с электронной регистрацией, подстраховаться и подать результаты ВНО и необходимые документы также на бумаге.
Как выпускникам определяться, куда поступать?
— По зову сердца. Никому не нужно, чтобы человеку пять лет было нудно, он посещал университет, а после не работал по специальности. Немало родителей сориентируют детей иначе: поступи куда-нибудь, чтобы диплом был. Это такая себе отсрочка от безработицы.
По зову сердца можно получить профессию, не востребованную на рынке труда.
— Да, до сих пор существует мода на юристов, журналистов, экономистов, хотя очевидно, что всем работы не хватит. Впрочем, нет ничего плохого, если человек за собственные или родительские средства выучился на того, на кого хотел. Потому что общество с высоким процентом людей с высшим образованием менее криминализировано. Но государство не может оплачивать перепроизводство юристов или экономистов.
Как оно должно влиять на высшее образование?
— Регулировать госзаказ. Нужно вкладывать в направления, обеспечивающие инновационное развитие экономики, — в высокие технологии, математические дисциплины, коммуникации, аграриев и медиков. Но потребности должны определять работодатели, а не образовательная бюрократия. Нужно изучать рынок и подстраиваться под него.
Какие вступительные тенденции будут наблюдаться в этом году?
— У украинских вузов появились новые конкуренты — университеты Польши, Британии, Германии. Они имеют немало бесплатных программ и грантов. Выдают диплом, который признают во всех странах Евросоюза. Там отсутствует коррупция при поступлении и во время семестров. Поэтому украинские высшие учебные заведения начнут снижать цены на учебу. Некоторые будут работать без прибыли. Конкуренция среди вузов увеличится. Это расширяет выбор молодежи.
Не отживает ли свое понятие высшего образования?
— На практике мало людей имеют такой уровень самоорганизации, чтобы учиться самостоятельно. Пока что высшее образование будет в традиционной форме. Но все равно в стране кризис. Суть его — не успеет человек чему-то научиться, как эти навыки устаревают. Поэтому нужно получать новые знания в течение жизни.
Комментарии