вторник, 23 августа 2011 00:30

Сжиженный газ для населения подешевел после специальных аукционов

Крупнейшие мировые потребители сжиженного газа — Соединенные Штаты, Япония, Южная Корея, Китай и Индия, — уже несколько лет делают ставку на этот вид топлива. Украина не отстает — ежегодно доля сжиженного газа растет приблизительно на 25%. А когда есть высокий спрос, подскакивают цены. Свидетельство этому — подорожание автогаза, нивелировать которое удалось усилиями топливного рынка. Стабилизировать стоимость газа для населения помогли аукционы.

Сжиженным газом пользуются не только автомобилисты. Покупают его жители негазифицированных сел. В последние годы процесс газификации затормозил, поэтому проблема топлива для населения до недавнего времени стояла довольно остро.

— Потребитель баллонного газа обычно живет в отдаленных селах, — говорит заместитель главы правления ПАТ "Львовгаз" Любомир Остапчук. — Преимущественно это или пенсионеры, или люди невысокого достатка. Для них стоимость газа для обогрева жилья или приготовления еды имеет большое значение.

С 2009-го государственные предприятия, которые должны в первую очередь обеспечивать людей дешевым видом топлива, начали продавать весь сжиженный газ коммерческим структурам. От этого получали сверхдоходы, а средства выводили через механизмы закупок товаров и услуг по завышенным ценам. А облгазы и больше 10 тыс. работников специализированных предприятий, которые поставляют сжиженный газ, оказались без ресурса топлива для населения и почти год получали прямые убытки. Целые районы остались без топлива. Чтобы как-то выкрутиться, люди начали заправлять газ на автомобильных заправках. Делать это строго запрещено законодательством.

— Это не шутки. Каждый баллон — это в сущности небольшая бомба. Давление внутри составляет шесть атмосфер, — говорит Роман Фещенко, директор госпредприятия "Пропан" "Житомиргаза". — Если работники сертифицированных предприятий уделяют большое внимание безопасности и, в конечном итоге, умеют это делать, то на автомобильных заправках нечем проверить герметичность баллонов. Почти все взрывы баллонов сжиженного газа в бытовых условиях связаны с тем, что люди самостоятельно заправляли их. Случается, иногда даже проверенный баллон начинает "травить". Особенно зимой, когда с холода его переносят в теплое помещение, и он нагревается.

Другая составляющая проблемы — цена. Автомобильный газ существенно дороже того, который используют газоснабжающие предприятия. Баллон можно заправить за 140–150 грн, а на автомобильной заправке — за 240 грн.

Ключ к решению проблемы нашли в 2010-м. Тогда разработали механизм удовлетворения потребностей населения в бытовом сжиженном газе — специализированные аукционы.

— В мае провели аукцион по продаже сжиженного газа для потребителей, — рассказывает заместитель главы правления "Днепропетровскоблгаза" Дмитрий Круподеров. — Этим удалось зафиксировать цену газа до конца года.

Поставщики получили возможность удешевить свой товар. Стоимость баллона на "Львовгазе" уменьшилась с 164 до 151 грн, а на "Житомиргазе" — с 180 до 155 грн.

— Стабильность поставок особенно важна в период роста коммерческих цен и начала отопительного сезона, — добавляет Дмитрий Круподеров. — Если учесть, что в Украине газифицировано менее 50 процентов населенных пунктов, это имеет крайне большое социальное значение. Если сохранится прозрачная система аукционов, цена будет оставаться стабильной. Если производственники опять решат нырнуть в хаос, тогда люди будут не только вместо 150 гривен платить вдвое больше, но и рисковать жизнью.

Сейчас вы читаете новость «Сжиженный газ для населения подешевел после специальных аукционов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі