Существуют безусловные свидетельства того, что СБУ вернулась к тактике наступления на оппозицию. Такую борьбу можно разделить на семь категорий.
Во-первых, вмешательство в деятельность средств массовой информации. Это делают, чтобы изображать оппозицию в негативном свете, а власть — в позитивном. Олигарх и глава СБУ Валерий Хорошковский владеет телеканалом "Интер". Говорят, он также связан с газовым лобби, которое имеет большое влияние на Партию регионов и другие политические силы.
Во-вторых, угрозы журналистам и надзор за ними. СБУ сломала интернет-дневник Олега Шинкаренко и удалила из него несколько сообщений, в которых автор будто бы "угрожал" жизни президента. Дело Шинкаренко можно связать с "фобией покушения", которая окружает президента Януковича.
В-третьих, наступление на западные фонды в Украине. 26 июля в аэропорту "Борисполь" на 10 часов задержали Нико Ланге, директора украинского представительства Фонда Конрада Аденауэра. Фонд связан с немецкой партией "Христианско-демократический союз" и работает в Украине с 1994-го. Ланге угрожали депортацией, однако все же позволили въезд после вмешательства немецкого канцлера Ангелы Меркель и посла Германии. Причину задержания Ланге объяснили так: вмешивался в дела, которые входят во внутреннюю компетенцию Украины. Можно лишь догадываться, что это будет значить для других западных фондов и СМИ, функционирующих в Украине.
В 2003–2004 годах Партия регионов, другие прокучмовские силы и коммунисты образовали парламентскую комиссию. Она должна была изучить финансирование Западом неправительственных организаций. Власть тогда не спешила давать разрешение для открытия офиса американской организации "Национальный демократический институт" в Киеве. Даже больше, грозилась информационной службе "Радио Свобода" закрыть ее киевское представительство — в отместку за трансляции выдержек из незаконно записанных в кабинете президента Кучмы пленок Николая Мельниченко.
И украинские, и российские политики верят в теорию заговора. Они уверены, что за революциями в Сербии, Грузии и Украине стояли западные разведывательные службы. Эта политическая культура базируется на советских идеологических установках. Поэтому диссидентов и националистов рассматривают как агентов иностранных спецслужб. Она также частично опирается на латентный антиамериканизм, который во время избирательной кампании 2004-го направляли против Виктора Ющенко. Противодействие американской разведке теперь стало приоритетной задачей контрразведывательного отдела СБУ. В то же время количество офицеров, которые следят за деятельностью российских спецслужб, сократили на четверть.
В-четвертых, работа со студентами и академиками, которые являются потенциальными сторонниками оппозиционных сил. Первым свидетельством этого стал визит офицера СБУ к отцу Бориса Гудзяку. Ректора львовского Украинского католического университета просили повлиять на то, чтобы его студенты не посещали политические собрания.
Похожие визиты СБУ осуществила и в другие украинские университеты, ректоры которых были более податливыми и подписями обязались оградить своих студентов от участия в митингах оппозиции.
Правительство также передало Киево-Могилянскую и Острожскую академии Министерству образования. "Могилянка" была одним из центров оранжевой революции, а в ее здании размещался пресс-центр штаба Ющенко.
В-пятых, губернаторы получили инструкции собрать данные о бизнесменах: образование, профессия, партийная благосклонность, кого поддержали на выборах 2010-го. Власть также заинтересовала "возможность сотрудничества".
В-шестых, общая тактика СБУ и Министерства внутренних дел препятствовать приезду в Киев сторонников оппозиционных сил для участия в политических митингах.
В-седьмых, нейтрализация Юлии Тимошенко, которая возглавляет крупнейшую оппозиционную политическую партию, хотя и не имеет депутатского мандата. Вряд ли власть остановится на арестах бывшых заместителя главы "Нефтегаза" Игоря Диденко, главы Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко, заместителя начальника отдела энергетической таможни Государственной таможенной службы Тараса Шепитько и розыска экс-заместителя главного бухгалтера "Нефтегаза" Марии Кушнир.
Теперешняя тактика СБУ выходит за рамки даже той деятельности, которая велась против оппозиционных сил во времена Леонида Кучмы. Сигнал, который она посылает, означает и месть за прошлые неудачи, и желание еще долго оставаться у власти.
Комментарии
17