вторник, 17 февраля 2015 00:30

Пять пунктов минских соглашений позитивны для Украины

 

13 пунктов новых минских договоренностей должны прекратить войну и упорядочить отношения между Киевом и территориями под российско-сепаратистским контролем. При этом каждая из сторон имеет свои цели. Подавляющая часть подписанного в Минске документа — неблагоприятная для Киева, однако риски не выглядят фатальными.

Самый главный для нас — первый пункт, который предусматривает безусловное прекращение боевых действий. Потому что война нужна исключительно Путину и его марионеткам на Донбассе. Это способ разрушения Украины, ведь приносит ей многочисленные жертвы и значительные финансовые потери.

Честное взаимное отведение тяжелого вооружения, мониторинг режима прекращения огня со стороны ОБСЕ — также важные инструменты поддержания мира. Ну и однозначно позитивными для Украины являются положения, касающиеся обмена заложниками и пленными по принципу "всех на всех". А также — беспрепятственных поставок гуманитарной помощи мирному населению.

Это пять пунктов, к которым нет или почти нет вопросов. Но на этом позитивная для нас часть "Комплекса мер по выполнению минских соглашений" завершается. Остальные положения — или очень размытые и содержащие потенциальные причины срыва мирного процесса, или несущие Украине прямые угрозы.

Похоже, Киев соглашается с тем, что донбассовские террористы станут легитимной властью на оккупированных территориях. Это должно произойти после проведения местных выборов и предусмотренной договоренностями амнистии. При этом вряд ли кто-то объяснит, как можно там провести выборы по украинскому законодательству или же под надзором наших или международных наблюдателей. Зато можно представить, что за люди станут депутатами. То же касается амнистии боевиков. Если добавить перспективы создания из них "народной милиции", возможность "местного самоуправления" назначать руководителей органов прокуратуры и судов, то в результате террористические вожаки и их окружение могут стать законной властью на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. Правда, нам на руку играет отсутствие прописанных временных рамок такой легитимизации.

Это несет огромный морально-этический негатив. Однако практическую угрозу составляет восьмой пункт новых минских соглашений и один из пунктов примечаний. Там Киев обязывается принимать участие в социально-экономическом развитии оккупированных территорий. Очевидно, через эти положения Россия будет пытаться реализовать свой "план Б": повесить на Украину содержание региона — и так депрессивного и дотационного, а теперь еще и разрушенного. Это чуть ли не самое опасное место минских договоренностей. И по своему потенциальному негативному эффекту может быть не намного лучше войны. Нет ничего плохого в выплатах пенсий или другой социальной помощи мирному населению, однако на большее Украина идти не должна.

На первый взгляд, чрезвычайно противоречиво также обязательство Киева изменить до конца 2015 года Конституцию, проведя децентрализацию власти. Но не стоит хвататься за голову. Децентрализация в любом случае нужна и является давним обещанием теперешней власти. Вопрос в том, что именно могут получить от этого сепаратисты. По крайней мере, идея особого статуса для подконтрольных им "отдельных районов" Донетчины и Луганщины — довольно неплохая, при условии, что Украина повернет ситуацию в свою пользу.

Нужно быть реалистами — в обозримом будущем возвращения оккупированных территорий к Украине не будет. Первоочередная цель Киева и минского диалога — не возобновление там украинской власти, а прекращение войны. Да, платой за это может стать формальная легитимизация сепаратистов. Понятно, что де-факто они и дальше будут оставаться для нас врагами, а территории, которые они контролируют, — оккупированными. Предусмотренный договоренностями особый статус Украина могла бы использовать, создав своеобразную резервацию. Хозяевами там будут сепаратисты и их российские опекуны. Они могут объявить русский язык официальным, дружить с Москвой. Пусть собирают налоги и их разворовывают, самостоятельно восстанавливают инфраструктуру региона и так далее. Особый статус должен означать снятие ответственности Украины за ситуацию на оккупированных территориях и полную экономическую самостоятельность последних — без финансирования со стороны Киева. Украинская власть вернется туда после грядущего развала России. А он неизбежен, рано или поздно.

В этом смысле несколько второстепенным выглядит и вроде бы привлекательный пункт договоренностей, который предусматривает восстановление контроля Украины над своей государственной границей. Формальное присутствие украинских пограничников между Россией и не контролированными Киевом территориями придаст еще большей легитимности сепаратистам. И в то же время вряд ли будет нести какую-то практическую пользу. Таким же формальным выглядит положение о выведении из региона иностранных вооруженных формирований и техники. Россия же не признает своего присутствия там. Да и всем известно, как легко российские военные могут перевоплощаться в местных "ополченцев".

На сегодня достигнутые в Минске договоренности — довольно теоретичны. Все будет зависеть от выполнения первого и самого главного пункта — прекращения огня. Уже сейчас с этим есть проблемы. С другой стороны, слабым местом многих положений "Комплекса мер" является их размытость, допускающая разночтение. Россия и ее наемники всегда могут найти кучу поводов, чтобы обвинить Украину в невыполнении договоренностей и вернуться к путинскому "плану А" — войне.

Сейчас вы читаете новость «Пять пунктов минских соглашений позитивны для Украины». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі