вторник, 05 января 2016 07:25

"Путин перешел к следующему этапу войны, расшатывая Украину изнутри"

 

— Основной отправной точкой 2015 года были так называемые Минские договоренности, подписанные президентом Украины в феврале, — говорит политолог Михаил Басараб, 38 лет. — Именно подписание никудышных и недееспособных договоренностей обусловило конфликтность внутренней политики на протяжении 2015-го.

Петр Порошенко согласился на предложенный Москвой план урегулювання ситуации на Донбассе, и это вызвало жесткую критику в украинском обществе. Изменения к Конституции относительно децентрализации — часть этого плана. Наибольшие споры были вокруг пункта 18 Переходных положений. Он предусматривает особенности местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Когда президент предлагал реализовать этот пункт Минских договоренностей, на Донбассе шли ожесточенные бои. Принятие изменений к Конституции в первом чтении 31 августа стало кульминацией горячего спора между президентом и обществом. В тот день от взрыва гранаты под стенами парламента погибли нацгвардейцы.

Потом глава государства решил выйти из тупика и попытался перевести основной вектор недовольства на правительство и премьера. В том, что президент был одним из инициаторов и вдохновителей антиправительственной кампании, нет никаких сомнений. Достаточно вспомнить публичные заявления политиков из ближайшего окружения Порошенко. Скажем, Юрия Луценко и многих других народных депутатов из фракции "Блок Петра Порошенко". Президент не смог скрыть удовольствия, когда будто бы осуждал поступок нардепа Барны. Петру Алексеевичу явно нравилось то, что происходило накануне 11 декабря и в день отчета премьера Яценюка.

Зачем это было сделано?

— Президент имел несколько целей, переводя вектор общественного недовольства на правительство. Во-первых, отвел от себя основной фокус возмущения украинцев, вызванного Минскими договоренностями.

Во-вторых, стремится сформировать новое правительство во главе со своим премьером. На исходе лета Порошенко вошел в острую публичную конфронтацию с патриотической частью общества: выступление на Майдане 24 августа, события под стенами Верховной Рады 31 августа. Стало очевидно, что президенту нужно отвести от себя внимание недовольного общества.

Сразу после завершения местных выборов началась массированная антиправительственная кампания. Все, кто еще недавно атаковал Порошенко за Минские договоренности, теперь начали получать электоральные баллы на критике Кабмина. Саакашвили сыграл роль дополнительного катализатора процесса. Активизировались агенты российского влияния. В частности и украинские средства массовой информации, которые связывают с Кремлем. Они начали активно культивировать конфликт в коридорах власти. Считаю, что Путин воспользовался обстоятельствами и перешел к следующему этапу войны, расшатывая Украину изнутри.

Кроме Донбасса, имеем еще одну открытую рану — Крым. Почему к блокаде полуострова прибегла не власть, а общество?

— Гражданская блокада аннексированной автономии также стала следствием чрезмерной покладистости украинской дипломатии перед Кремлем. Противодействие агрессору, защита границ и конституционного строя — это сфера компетенции президента. Основные рычаги — в руках Порошенко. Именно его считаю слабым звеном украинской власти в 2015 году. Президент часто пытался отсидеться в сторонке, не торопился. Как, к примеру, в вопросе санкций. Правительство подготовило санкционный список относительно России еще в сентябре 2014-го. Президент ввел его лишь в марте 2015-го. Порошенко не стал символом борьбы Украины против оккупанта. При таких обстоятельствах общественность часто берет инициативу в свои руки. Так произошло и в случае гражданской блокады Крыма.

Стоит ли ожидать в этом году досрочных парламентских или президентских выборов?

— Это витает в воздухе. Вероятность досрочных выборов в Верховную Раду довольно высокая. Именно из-за обострения взаимоотношений внутри коалиции, а также между президентом и правительством. Выборы должны были бы стать логическим следствием отставки Кабинета министров и распада коалиции. Однако преждевременными парламентскими выборами, скорее всего, не закончится. Результаты социологических опросов свидетельствуют: в новой Верховной Раде вырастет количество радикалов и популистов, а также увеличится фракция "Оппозиционного блока". В результате преждевременных парламентских выборов президент получит значительно менее послушную Верховную Раду. С такой неизбежно возникнет вопрос и досрочных выборов главы государства.

Какие последствия это будет иметь для страны?

— И одни, и другие выборы будут сопровождаться общественными протестами, настроения людей будут радикализоваться. Сегодня очень много желающих менять Конституцию, переосновывать государство, слышно другие опасные идеи. Мы в полушаге от хаоса. Путин и его агентура не спят. Поэтому последствия досрочных выборов и массового недовольства, которое их будет сопровождать, могут быть непрогнозируемыми. Сейчас государство нуждается в сильных и ответственных руководителях.

Общество раздражает также экономическая ситуация, рост цен и тарифов.

— Пока граждане лично не ощутят заметные позитивные сдвиги, будут сверхчувствительны к внутриполитическим конфликтам. Они будут накладываться на протестные настроения. Все это актуализует кризисные сценарии.

Относительно деятельности правительства, то это отдельный разговор. Из-за внешней агрессии Украина потеряла пятую часть экономического потенциала. 20 процентов государственного бюджета идет на обслуживание войны. О необходимости повышения цен на газ до рыночных говорили десятилетиями, но никто этого не делал. Газ по рыночным ценам не мог понравиться людям. Впрочем, правительство применило компенсаторный механизм субсидий. В конечном итоге тарифный майдан, котороым пугали Тимошенко и Ляшко, не состоялся. Потому что программа субсидий заработала. Зарплаты и пенсии не успевают за темпом инфляции, однако выплачиваются вовремя. Украина наконец избавилась от газового шантажа со стороны России. С этого нужно было начинать в начале нашей независимости. Начала действовать зона свободной торговли с ЕС, мы гораздо меньше зависим от российского рынка, вскоре заработает безвизовый режим с Европой.

В целом, ситуация в экономике нормальная, как для воюющего государства. Международный валютный фонд и другие кредиторы предложат ощутимую финансовую подушку на 2016 год.

Как победить коррупцию и избавиться от судейского своеволия?

— Расследование коррупционных преступлений и наказание коррупционеров — это тоже компетенция президента. У него более чем достаточно инструментов, чтобы начать решение этой системной проблемы. Эту функцию должны выполнить Генпрокуратура, Служба безопасности, Национальное антикоррупционное бюро, антикоррупционная прокуратура. Политический импульс правоохранительной машине должен задать глава государства. Даже старая система судопроизводства не станет преградой, если на это будет его воля.

Сейчас вы читаете новость «"Путин перешел к следующему этапу войны, расшатывая Украину изнутри"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі