В Украине издавна существует страх перед Россией. Это имеет свои глубокие исторические корни. Да и сегодня мы вновь побаиваемся российской политической и экономической экспансии.
— Наши страхи перед Россией являются общественными, не индивидуальными, —
утверждает президент Института глобальных стратегий Вадим Карасев, 49 лет.
— Соседняя страна всегда была для нас загадочной. Эта загадочность и порождает
негативные ожидания.
Страх перед широкой и в то же время агрессивной российской душой существовал издавна во всей Европе. Это также и страх перед человеческим и экономическим потенциалом России, ее огромной территорией. Впоследствии — перед ядерными возможностями. Время от времени новые причины бояться большого соседа появляются и у украинцев.
Скажем, сегодня мы боимся повышения цен на газ, потому что очередные переговоры между Киевом и Москвой по этому поводу закончились ничем. Украинская сторона предложила поднять цену на природный газ в 2006 году с $50 до $80 за 1 тыс. кубометров. Россия же отказалась считать эти цены достойными европейских. Вопрос остался открытым.
Россия заглядывает в чужие огороды, а Украина прячется в своей норе
Украинские лидеры очень осторожно говорят о сотрудничестве в рамках Единого экономического пространства. Мы против появления наднационального органа и хотим ограничиться созданием зоны свободной торговли.
— Киев никак не может решить, чего же он хочет от ЕЭП, — комментирует президент Агентства корпоративной поддержки "Трайдент" Виктор Небоженко, 52 года.
С недоверием большинство украинцев относятся и к российской массовой культуре и литературе.
А еще существуют опасения экономической экспансии. Кое-кто из российских олигархов, убегая от Путина, с удовольствием вложил бы часть капиталов в украинскую экономику. С другой стороны, мы предлагаем Кремлю подписать соглашение с гарантией не создавать друг другу проблем — независимо от того, кто первым вступит во Всемирную торговую организацию. Киев опять боится. На этот раз — дополнительных таможенных барьеров со стороны северного соседа.
— Страх перед Россией возникает из-за психологических отличий россиян и украинцев, — утверждает директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин, 56 лет. — Россия привыкла заглядывать в чужие огороды. Украина же постоянно прячется в своей норе и старается не принимать участия ни в каких глобальных проектах и авантюрах. Нам постоянно кажется, что россияне втягивают нас в разнообразные наднациональные органы и имперские проекты.
В последнее время у России тоже появился страх — перед "оранжевой чумой"
Российских политиков и политтехнологов украинцы ассоциируют с татарским нашествием. Для этого есть основания. Эксперты прогнозируют грязные парламентские выборы в Украине и то, что на их результат будут влиять московские политики и политтехнологи. Депутат российской Госдумы Константин Затулин уже назвал действия Украины на мировой арене комичными.
Однако, есть и повод порадоваться. В последнее время у России тоже появился страх — перед "оранжевой чумой".
— Россия издавна негативно реагировала на чужие революции, — говорит политолог Андрей Окара, 32 года, из Москвы. — К тому же, если к Польше, Чехии или Словакии Россия относится с уважением, то к Украине — пренебрежительно. Украинское государство воспринимается россиянами как что-то свое, близкое. Когда в Украине очередной кризис — россияне радуются. В целом же взаимные подозрения никуда не денутся, потому что имеют глубокие корни в политической культуре обеих стран.
Комментарии