Банкротство компании "Аеросвіт" - завершающий этап монополизации отрасли Украинской авиационной группой, которая принадлежит к группе компаний "Приват" Игоря Коломойского. Так считает 32-летний Артур Винюков-Прощенко, доцент кафедры организации авиаперевозок Национального авиационного университета.
- "Аеросвіт" объединился с Международными украинскими авиалиниями практически перед самим банкротством. Это значит, что все рейсы компании-банкротов отдадут МАУ, а также другим авиакомпаниям, которые принадлежат "Привату" - "Днепроавиа", "Донбассаэро". По антимонопольному законодательству рейсы "Аеросвіта" на конкурсных условиях могли бы быть переданы также "Визэйру", "Аэрониксу", "Ютейру". Чтобы этого не допустить, и было проведено объединение МАУ и "Аеросвіту".
Кто владеет МАУ?
- Акциями МАУ владеет оффшорная компания из Кипра. Можно создать огромное количество компаний с разными названиями, но вопрос - как зовут реального владельца. Все указывает, что такой является группа "Приват". МАУ всячески открещивается от причастности к структурам, которыми владеет Украинская авиационная группа (принадлежат Игорю Коломойскому. - "ГПУ"). В действительности, похоже, у них одни владельцы, потому что сами себе передают все рейсы "Аеросвіта". Это стандартная международная политика больших структур.
Почему "Аеросвіт" продолжает выполнять рейсы?
- У них остались только дальнемагистральные рейсы, которые МАУ никогда не выполняла. За полгода-год МАУ переберет на себя и эти направления.
Слияние "Аеросвіта" с МАУ стало неожиданностью?
- "Аеросвіт" обанкротился из-за нерационального управления финансами. Это привело к задержкам и отмене рейсов, ухудшению сервиса, технического состояния самолетов. Из-за всего этого сильно пострадала репутация компании.
В прошлом году весной ситуация вокруг "Аеросвіта" была похожа на подготовку компании к продаже. Но все пошло по пессимистическому сценарию. Ее просто обанкротили, высосав все соки.
Что изменит это слияние на рынке авиаперевозок?
- В конце прошлого года доля рынка Украинской авиационной группы составляла 80 процентов. Конкурентов у них практически нет. Если Украина присоединится к Договору об открытом небе, МАУ будет конкурировать с мировыми компаниями и, хочешь не хочешь, подниматься на высший уровень. Только так компания сможет удержать контроль над аэропортом "Борисполь" - главными воздушными воротами страны.
Каких компенсаций должны требовать пассажиры, которые не вылетели из аэропортов из-за "Аеросвіта"?
- Юридическая правда на их стороне. Им, конечно, должны заплатить денежную компенсацию. Но даже если суд заставит "Аеросвіт", пассажиры будут ждать денег от банкрота год, в лучшем случае. Могут и ничего не получить. Такая политика владельца компании. Его не интересуют судьбы людей. Согласно требованиям Варшавской и Монреальской конвенций, авиакомпании обязаны кормить пассажира раз в 4 часа, предоставлять гостиницу. Но это не об "Аеросвіте". Почти все мировые фирмы расторгли отношения с ней.
Не действует Министерство инфраструктуры и Государственная авиаслужба. Думаю, что виноватыми сделают пассажиров. Так же ничего не могут добиться обиженные пассажиры поездов "Хюндай".
Комментарии