вторник, 27 июня 2017 07:30

"Нужно забрать у олигархов власть и разумно распорядиться возвращенной собственностью"

 

Ракеты украинского Южмаша лучшими в мире после его "Фалкона" назвал Илон Маск (американский инженер, изобретатель, миллиардер, имеет компании информационных технологий, ракето- и автомобилестроения. — ГПУ). Говорил о разработках 40-летней давности. А какое место в космической индустрии мы занимали бы, если бы два десятилетия не проедали старое, а развивались?

Вместо этого нас превратили в страну, которая поставляет на мировой рынок или необработанное сырье — зерно, лес и руду, или продукт первичной обработки — трубопрокат, черный металл. И покупает готовые изделия с высокой добавленной стоимостью. Типичная экономика страны "третьего мира", сырьевого придатка развитых стран.

Мы видели такое в разных "нигериях", включительно с соседней "Нигерией в снегах". И пусть нас не радует, что российская нефть — ресурс невозобновляемый, а наше зерно нарастает ежегодно. В политическом смысле наш хлеб и российская нефть — одно и то же. Сырьевая экономика — базис, который воспроизводит одну и ту же политическую "надстройку" — феодализм.

Моя страна — одна из десятка в мире, которые имеют полный цикл производства самолетов. В ней подняли в небо "Руслана" и "Мрию" (первый — крупнейший в мире серийный грузовой самолет. Второй — крупнейший и самый мощный транспортный самолет. Его длина 84 м, максимальная взлетная масса — 640 т. Оба созданы конструкторским бюро им. Олега Антонова. — ГПУ).

Но еще десяток лет назад она занимала третье место по количеству запусков спутников. Была в десятке мирового океанского рыболовства, и это полностью обеспечивали украинские судоверфи.

Моя страна заплатила за индустриализацию дороже всех народов мира — ценой жизней миллионов выморенных голодом украинских крестьян и труда рабов ГУЛАГА — от шахтеров до главконструкторов. От них нам досталось в наследство огромное хозяйство. Но мы дали обмануть себя и свести к "аграрной сверхдержаве".

Придя к власти, вчерашние парторги и комсомольцы из "новой элиты" в 1990-х выбирали вектор развития. И выбрали: никаких инвестиций в новые технологии и даже в поддержку имеющихся — только дерибан проще всего добываемых природных ресурсов. И построение соответствующей псевдоэлиты — олигархии.

Сравните списки приватизированных предприятий и тех, что мертвым грузом висят на госбюджете. "Новые феодалы" радостно расхватали все добывающие и предприятия первого цикла обработки сырья и почти не затронули сложные производства. Потому что они требуют постоянных инвестиций. В итоге прибыль будет намного выше. Но на жизнь самих олигархов, их детей, внуков хватит легкого сверхдохода на примитивном дерибане "даров природы". А индустрию пусть содержат из своего кармана рядовые налогоплательщики.

Чем больше коллапсировало индустриальное производство, тем глубже мы проваливались в олигархический феодализм. А с каждой политической победой последнего усиливался коллапс промышленности. Пока не разорвем замкнутый круг, олигархия останется непобедимой, сколько раз мы не выходили бы на Майдан.

Если хотим реальной демократии — необходимо вырваться из мрака сырьевой экономики. То есть пройти путь реиндустриализации (переход производства на прогрессивное развитие — высокие технологии, информатика, новые материалы и источники энергии и тому подобное. — ГПУ), возобновляя те производства, которые еще можно. Дальше — фазу развитой индустриальной экономики, политическая надстройка которой — реальная многопартийная парламентская демократия, совмещенная с независимой судебной системой. И перейти к постиндустриальному обществу. Его политическая надстройка только формируется даже в западном мире. Содержит элементы прямой демократии, децентрализации и самоуправления обществ и механизмы одновременной гарантии прав большинства, меньшинств и отдельных личностей.

Если мы хотим, чтобы опять взлетали в небо украинские самолеты, космические ракеты и спутники, чтобы наша армия воевала оружием последнего поколения, сделанным на наших заводах, а по рельсам бегали наши скоростные поезда — необходимо свержение олигархического строя.

В товарах массового потребления нам не догнать "азиатских тигров" (Сингапур, Южная Корея, Тайвань и Гонконг. — ГПУ) — производителей массовой дешевой одежды, телевизоров, автомобилей. Но антоновские самолеты до сих пор лучшие в мире по соотношению "цена — качество", а среди тяжелых грузовых самолетов не имеют аналогов. Южмаш переживает не лучшие времена, но некоторые тамошние технологии до сих пор не смогли превзойти даже американцы. Украинские управляемые снаряды и противотанковые ракеты на одно поколение отстали от последних разработок НАТО, но дешевле на порядок, то есть конкурентоспособны.

Наше место на мировом рынке — в одном ряду с США, странами Западной Европы и Японией. Это место производителя не массовых, а высокотехнологичных инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Но время работает не на нас. Наш "стартовый капитал" в виде когда-то очень "продвинутых" заводов и конструкторских бюро стремительно изнашивается, технологии устаревают, а конкуренты постепенно занимают на рынке даже те ниши, в которых мы были еще вчера уникальными "естественными монополистами". Окно возможностей для старта реиндустриализации Украины будет приоткрыто еще три-пять следующих лет.

"Антонов", "Мотор Сич" и "Южмаш" — это вершины длинной технологической цепочки. В основе его — производители комплектущих. В СССР эту нишу занимали неповоротливые госпредприятия. В современном мире это сфера частного бизнеса — многих небольших компаний. Это тот же средний класс, на котором держится современная демократия.

Закрепившись сначала за счет поставок комплектующих для наших "антоновых" и "моторсичей", такие украинские предприятия могут дальше встроиться и в технологические цепочки подобных западных корпораций.

Появление конкурирующих технологических компаний и рынка квалифицированного труда автоматически приводит к развитию образования, науки и других "надстроек". Среди них возникают культура и политические институты, соответствующие запросам современного общества.

Где взять деньги? Где и большевики в 1930-х — из перераспределения общественного капитала.

Только тогда государство грабило немногочисленный аграрный средний класс — "кулаков", а затем выжимало последнее из остального обнищалого народа и сосредоточило капитал советской империи в руках компартийной бюрократии. В современной Украине большой процент национального капитала сосредоточен у выходцев из той же советской партбюрократии — нескольких сверхбогатых кланов. Причем, мягко говоря, не совсем правовым путем.

Общество имеет право вернуть себе хотя бы часть украденного коррумпированными олигархическими группами и инвестировать в возрождение промышленного потенциала нации. Осталась "ерунда" — забрать у олигархов власть и разумно распорядиться возвращенной собственностью.

Начатая в 2013 году революция победит, когда начавший ее средний класс в свои руки возьмет политическую власть — и сразу использует ее для изменения "правил игры". В частности и для модернизации экономики страны. Простая смена одних феодальных физиономий на другие чуть посимпатичнее — это не революция, а лишь очередной бунт.

Наш путь от "пшеничной Нигерии" до настоящей европейской страны лежит через триаду "буржуазная революция — реиндустриализация — развитая демократия". Путь очень сложный. Но все другие ведут к полной "нигерии", которая навсегда осталась в "третьем мире". Верю, что наше место все же в первом — постиндустриальном и демократическом. Но за него придется повоевать — как за наше место на корабле Илона Маска на Марс (бизнесмен планирует в 2023 году начать колонизацию планеты. — ГПУ). И это моя Мечта.

Сейчас вы читаете новость «"Нужно забрать у олигархов власть и разумно распорядиться возвращенной собственностью"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі