пятница, 03 июня 2011 03:45

Миллионы пошли на диссертации, конкурсы, календари

Автор: фото с сайта www.livejournal.com
 

Украина частично выполнила половину из 24 рекомендаций Сети борьбы с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии. В отчете о мониторинге сказано, что принятие "антикоррупционного пакета" законов откладывали несколько раз. Вновь созданный Национальный антикоррупционный комитет не сделал никакого вклада в антикоррупционную деятельность. Нет прогресса в формировании уголовного законодательства.

— Последствия отчета для Украины будут плохими, — комментирует директор Международного центра перспективных исследований Вера Нанивская, 65 лет. — Сейчас внешняя политика Евросоюза относительно добрососедства на первое место ставит демократию, права человека. А коррупция — это главный враг демократии. Мы откатываемся и будем иметь проблемы с евроинтеграцией.

Почему не действует антикоррупционное законодательство?

— Антикоррупционные законы должны быть гармонизированы с Уголовным кодексом. У нас пока что есть только красивые декларации. Наши законы — это красивая песня. Скажем, закон о государственной службе начинается с того, какая она честная, порядочная и как заботится о народе. Я анализировала антикоррупционное законодательство Китая, Беларуси, Казахстана и России. Законы в этих странах тоже очень поэтические и длинные. Ни в одном нет определения преступления и наказания. Они не изменились с советских времен. Потому что это отбирает власть из рук, устанавливает верховенство права.

Иностранным экспертам нравится поэтичность наших законов. Говорят: вы их только выполняйте. Приходится объяснять, что закон никогда не будет работать без принципов, которые делают невозможной коррупцию. Это четко определенные нарушения и неотвратимость наказания за них, независимость контролирующих органов от тех, кого контролируют, и регулярный аудит норм, регулирующих деятельность государственных органов.

В законах западных стран есть одно ключевое слово — "ограничение": контактов, возможностей и тому подобное. Четко определено: за это нарушение будет такое наказание. Например, закон о лоббировании. Человек должен задекларировать доходы, полученные за это лоббирование. Нарушил требование — полгода тюрьмы и 20 тысяч штрафа.

Общество готово к такой реформе?

— У нас был оранжевый Майдан, потом бизнесовый. Это предпосылки сдвигов в системе. Но аппарат остался полностью советским, брежневским. Нет проблемы качества людей на государственной службе. Это очень сильные, умные, образованные работники. Но они не могут быть качественными в системе, противоположной к задачам общества.

Что делать для действенного преодоления коррупции?

— Государство требует двух армий: военной и гражданской. Народ зарабатывает на их содержание, на выполнение ими двух задач — безопасности и общественного управления. Поэтому нужно создать гражданскую службу и размежевать ее функции: наем работников, управление, контроль и работа с жалобами. Глава этой службы не может осуществлять инспекцию и аудит. А у нас все это сидит под одной крышей, подчиняется одному начальнику, само себя контролирует и инспектирует.

Какие позитивные сдвиги дадут реформы государственной системы?

— Прежде всего сделают невозможным узаконенное разбазаривание государственного бюджета. Все больше считаются с "покарманной" коррупцией. Но коррупция — это не только взятки. Есть большая проблема использования государственных ресурсов на абсолютно не нужные стране цели. Например, за три года из бюджета вытянули 1,3 миллиардов гривен на исследование в сфере государственного управления, еще 500 миллионов — на программу модернизации. Миллионы пошли на какие-то диссертации, конкурсы, календари. И ни копейки — на создание службы, которая бы соответствовала новой экономической и политической идее. Которая делала бы анализ государственной политики, говорила о неминуемых последствиях политических решений, обеспечивала поддержку реформ и предоставляла услуги гражданам.

В Европе и США деятельность ответственных лиц на свое усмотрение недопустимо. У нас — норма. Кабмин выделяет 50 миллионов гривен на обучение государственных служащих евроинтеграции. Исполнителем назначают Главное управление государственной службы, ее начальник возглавляет проект обучения. Национальную академию государственного управления как определенный законом орган для обучения госслужащих с кафедрой европейской интеграции — игнорируют, конкурсы среди других лицензированных заведений не проводят. Постановление Кабмина легитимизует эту очевидную коррупцию, но по законодательству — никто ничего не нарушил.

Сейчас вы читаете новость «Миллионы пошли на диссертации, конкурсы, календари ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі