Если бы кто-нибудь захотел написать пособие на тему "Как не следует вести себя в отношениях с Россией", то прототипом для него должна была бы стать Украина. Наивность, недальновидность, неумение просчитать шаги Кремля и их природу — этого у нас хоть отбавляй.
Чем сложнее ситуация в диалоге с Москвой, тем больше дают о себе знать эти добродетели. В настоящий момент ведется "сырная война". Министр иностранных дел Константин Грищенко на этой неделе свозил на встречу со своим коллегой Сергеем Лавровым украинских сыроделов. Так, будто производители что-то там могут решить. Будто шитые белыми нитками претензии России имеют какое-то отношение к качеству украинского продукта.
Дело же чисто политическое. Поэтому попытки Украины вести дискуссии в плоскости производства сыров выглядят смешными. Приостановка импорта была и остается традиционным инструментом достижения Москвой политических целей или наказания неугодных. Например, в 2005-м она запретила ввоз польского мяса и овощей — отомстила за антироссийскую риторику покойного президента Леха Качинского. Годом позже под запрещение после обострения политических отношений с Кишиневом попали молдовские вина. Потом были еще грузинские вина и "Боржоми", эстонские продукты, латвийские шпроты, литовские сыры и сметана, белорусское молоко. Совсем недавно — приднестровский коньяк... В каждом случае действия России имели политическую почву.
Запрещение украинских сыров однозначно вызвано нежеланием Киева согласиться с предложенными Москвой условиями газовых контрактов. Ее цель — контроль украинской газотранспортной системы и внутреннего рынка газа.
Хуже всего то, что Кремль чувствует реальность достижения этого. В России замечательно знают: при власти в Украине находятся лишенные государственного мышления люди, заинтересованные исключительно в личном обогащении. У них все продается, дело лишь в цене. В декабре прошлого года блиц-криг Москвы не удался: она захотела всего и сразу, слегка напугав украинских олигархов. Что же, теперь в качестве передышки — небольшая "сырная война". Завтра может быть еще какая-нибудь другая.
Москва успокоится, лишь когда четко убедится: достичь запланированного не удастся. Но для этого украинские власти должны кардинально изменить подходы в газовых переговорах. Исходить из того, что тактика поиска политических договоренностей с Кремлем обречена на неудачу. Осознать, что в отношениях с ним не обойтись без жесткости. Вспомнить о своем членстве в Европейском энергетическом содружестве, о Стокгольмском арбитраже.
Такое перерождение в настоящий момент выглядит маловероятным. Следовательно, Янукович и компания лишь поощряют Россию к усилению давления. И в первую очередь не Москву, а их должны "благодарить" отечественные сыроделы.
Комментарии
1