ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ДОЛГО РАЗБИРАТЬСЯ – БЫСТРО СДАВАТЬ


Налоговая инспекция должна помочь предпринимателям разобраться в новшестве, и люди с деньгами потянутся к ней

Коля, мой двоюродный брат -- частный предприниматель и относится к 3-й категории физлиц-предпринимателей. Сдает отчет в налоговую раз в квартал. Летом в налоговой Голосеевского района Киева ему настоятельно посоветовали перейти на сдачу электронной отчетности. Ну, кто же против прогресса?   --Для того чтобы сдать электронную отчетность, нужно в налоговой получить ключ, -- объясняет Николай. --Принцип шифрации с двумя ключами простой – у тебя есть ключ, в интернете есть центр сертификации ключей (ЦСК). Тем ключом, который в интернете – открытый, а тем, что у тебя -- закрытый. Если их сложить вместе, то послание будет зашифровано.   В налоговой на получение ключа у меня ушло не больше часа-полтора. Я знал, что нужно ехать с флешкой и прихватил ее с собой. Как выяснилось, ключ выдается не один, а сразу два. Один в качестве моей подписи (собственно, это все и называется – электронно-цифровая подпись, и ключ используется вместо закорючки на бумаге), а второй в качестве печати, ну, то есть, вместо печати. В общем, сразу двумя ключами надо подписывать.   В налоговой юный админ один ключ мне на флешку записал, а второй на CD-R. Ключи-то мне дали, а вот что с ними делать дальше, было непонятно. Админ сказал, что с какого-то сайта надо скачать программу и будет счастье. Ну, а я чё, у меня за плечами почти 6 лет КПИ и еще 6 лет работы системным инженером – разберусь, думаю.   И вот незаметно пролетел третий квартал, настало время сдавать отчет. Я начал искать в Гугле ответ на вопрос "Как сдать электронную отчетность". Куча ссылок сразу же вела на чудо – сайт, владельцы которого предлагали проплатить 280 грн. в год за то, что отчет и ключи сформируют сами. Но я все же решил поискать сервис, созданный непосредственно программерами Миндоха , который позволил бы мне отправить документ бесплатно.   На сайте Министерства доходов и сборов я обратил внимание на раздел "Електронна звітність" http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/. Всего через 30 минут блуждания по ссылкам я нашел, где от меня были спрятаны нужные программы: http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/platnikam-podatkiv-pro-ele/programne-zabezpechennya-/opz-programne-zabezpechennya/.   Скачав всё, что там было, я поступил способом, который освоил еще в юности – начал запускать все .exe файлы подряд в надежде, что нужная программа установится. И чудо произошло – программа OPZ "Податкова звітність" была установлена на мой компьютер.   --Итак, -- просвещает дальше меня мой брат-предприниматель, -- чтобы сформировать отчет, сперва надо зайти в меню "Сервис" и ввести свои данные в поля. Было бы чудненько, если бы разработчики еще приписали, в какие поля что заводить. Как разграничить, например, "Реєстраційний номер облікової картки платника податків" и "Індивідуальний податковий номер", если это одно и тоже – твой идентификационный код?   Как ввести КВЕД, тоже непонятно. У меня их четыре, а поле только одно. В общем, зарядку для ума я получил еще ту. Если удастся ввести все верно, то можно создать новый документ, выбрать нужный тип документа и тогда откроется форма сдачи отчета. В общем, я не скажу, что налоговая декларация это простая штука. --После того, как я заполнил форму, -- продолжает делиться своими достижениями в деле освоения технического прогресса Николай, --программа предложила мне сохранить декларацию в файл. А как же отправить ее в налоговую? Я снова полез в Гугл и нашел статью на одном из сайтов для айтишников. Оказывается, что отчет формирует одна программа, а отправку в налоговую осуществляет другая.   Я выяснил, что могу бесплатно отправить отчет в налоговую через сайт iFin. Сделано все довольно удобно. Однако нужно разобраться, где в сервисе можно сдать отчет бесплатно, а где платно. Несколько раз меня выкидывало в окно оплаты, но я упорно искал, как сдать отчет на шару.   В целом идея проста. Я сформировал отчет в OPZ (результатом стал XML-файл). Загрузил его в сервис iFin. Приготовился к отправке. Но тут выяснилось сразу две вещи. Во-первых, нужно скачать открытые ключи с центра сертификации, о чем к концу подготовки отчета забываешь, и сохранить их на диске. Во-вторых, нужно заключить договор ЭЦП. Это типа ты с налоговой заключаешь договор о том, что будешь пользоваться цифровой подписью. Ехать никуда не нужно, договор заключается прямо в сервисе iFin. Но, как обычно, есть нюансы. Кроме своих данных нужно еще указать адрес своей налоговой и ФИО начальника налоговой. Опять же – Гугл в помощь. Я заполнил. После этого оставалось ждать подтверждения, что договор принят. Оно приходит в рамках все того же iFin.   Увы, Коле пришло сообщение об ошибке. Оказалось, сменился глава его налоговой. Впрочем, узнать его фамилию было уже несложно, и договор был подписан. На ожидание ушло часа полтора, не больше -- договор, судя по всему, проверяет живой человек. Теперь у Николая были все ключи и договор. Наконец, он смог подписать свой отчет и отправить в налоговую. Ему почти сразу же пришло подтверждение о получении отчета, а через 2 часа – о принятии. Ну, почти Европа! --Сложно даже сказать, сколько у меня в целом было непоняток со всеми этими программами, как я не мог разобраться, какой ключ куда подходит, что где искать и в каком направлении, -- резюмирует брат. --Я потратил несколько часов чистого времени на все это из чистого упрямства. Конечно, гигантский позитив в том, что больше не нужно бегать в налоговую. Если разобраться с программами, то отчет сдается за полчаса без отхода от домашнего компьютера. Но путь этот явно не для слабонервных. Так что совет налоговикам: давайте пояснения и организуйте нормальный help. И люди с деньгами к вам потянутся…

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі