Дохлый Путин и рождественский Арестович. Что не так с нашим масскультом

Мы заслуживаем создания мощной культуры, но ее не будет, если количество спекулятивных произведений станет слишком большим

В скором времени нас ждет новый кинохит – "Похороны Путина". И вряд ли любителям эксцентрической сатиры стоит потирать руки и ожидать чего-то типа "Смерти Сталина" Армандо Яннуччи. Потому что российского диктатора будут провожать в последний путь создатели "Скаженого весілля", "Останнього москаля" та "Великих Вуйків", – пишет Лена Чиченина для "Детектор медиа".

Наказание, конечно, недостаточное, но таки чувствительное. Авторы каждый раз имеют успех у своей довольно большой аудитории, остальные люди, случайно просматривая трейлеры или отрывки, закатывают глаза или брезгливо кривятся. Все эти проекты (а их действительно можно обобщить из-за однотипности) называют одновременно смешными, жизненными, идиотскими и малороссийскими. Ничего удивительного, это просто украинский телевизионный юмор, другого ждать, похоже, не приходится.

То, что одни называют расизмом, шовинизмом и даже чем-то антиукраинским, создатели преподносят как иронию и самоиронию

Продюсер и актер Юрий Горбунов постоянно повторяет: успех этих фильмов и сериалов в том, что зрители видят самих себя, действо на экране максимально совпадает с их жизнью и сразу возникает симпатия как к персонажам, так и к самим произведениям. С этим трудно спорить, потому что кассовые сборы и рейтинги говорят сами за себя. То, что одни называют расизмом, шовинизмом и даже чем-то антиукраинским, создатели представляют как иронию и самоиронию.

Поэтому и неудивительно, что бюджет на "Похороны Путина" продюсеры хотят собрать на пожертвования – это реалистичная идея. Главный герой будущего фильма – мужчина, к которому приходят колядники и целый вечер поют песни типа "Путин подыхает, счастье наступает". Потому что это комедия-караоке. Героя этого играет Алексей Арестович, и он, кажется, очень рисковый мужчина, потому что установил генератор не на открытом воздухе, а в кладовке дома. Возможно, это сценарная задумка и героев в какой-то момент стошнит от угарного газа.

Литературно-киношные эксперименты по теме войны начались еще летом, как, собственно, и музыкальные. Но если действительно хорошую песню можно написать относительно быстро, то художественные фильмы и книги нуждаются в гораздо более длинном пути через поиск идеи, формы, сюжета, характеров и времени, необходимого для создания. Издатели утверждают, что едва ли не сразу после начала великой войны получали о ней тексты. Соответствующего качества, конечно. "Клуб семейного досуга" решился объявить, что будет издавать книгу "Буча. История одного плена" Дарьи Гнатко. Дискуссия, которая поднялась в соцсетях, заставила издателей передумать.

Похожая история случилась с фильмом "Буча", тизер которого появился несколько месяцев назад и наделал много шума. Авторы до этого снимали не всегда хорошего качества комедии и гашли в себе смелость взяться за тему, которую еще опасаются затрагивать и более талантливые люди. Потому что просто не понимают, как это сделать глубоко, мастерски, а главное – нравственно. Уже по тизеру можно предположить, что нас ждет невероятный трэш. Кто именно финансирует фильм, авторы не говорят: мол, просто неравнодушные иностранцы.

Если ждать, что вся культура будет если не высокой, то хоть качественной, то далеко мы не уедем. Должно быть все, в том числе и глупости

Вопрос: какие же последствия может иметь такая спекуляция на патриотизме и войне? Кто-то говорит, что это абсолютно нормальное явление. И в этом есть смысл: многие нуждаются именно в таком контенте, даже сугубо для терапевтического эффекта. А если ожидать, что вся культура будет если не высокой, то хотя бы качественной, то далеко мы не заедем. Должно быть все, в том числе и глупости, которые явно не переживут времени и успешно забудутся уже максимум через год. При этом следует критиковать действительно талантливых художников, чтобы они не расслаблялись и не снижали планку, следуя желаниям неприхотливой публики и просмотрам. Все же мы заслуживаем создания мощной культуры. А ее у нас не будет, если количество бездарных и спекулятивных произведений станет слишком большим. И здесь проблема выходит за рамки просто эстетически-интеллектуальной.

Приведу пример из кинопроизводства. После революции достоинства государственная политика всячески стремилась увеличить количество патриотических лент. Производители, понимая тенденцию, начали готовить на питчингах то, что из-за самой темы даст им больше шансов на победу и финансирование. В идеале это должны быть ленты об исторических событиях и фигурах. Безусловно, идеи снять что-то такое появлялись и у людей, которые искренне хотели снимать об этом и подходили к делу с максимальным интересом и ответственностью. И еще – с талантом. Впрочем, хватало и прагматиков, которые просто хотели получить свои 10, 20 или даже 30 миллионов гривен. Им не была интересна история Украины, конкретные события или люди, поэтому они регулярно родили кривое дитя.

И вот что мы имеем в результате. Недоверие зрителей к украинскому кино. До сих пор. Особенно для байопиков или исторических драм. Нивелирование выдающихся людей и событий, которые надолго останутся без доступа к кино – вряд ли ближайшие лет десять государство выделит деньги на финансирование ленты о Василе Стусе или бое под Крутами, потому что было уже.

Формирование самого понятия патриотического искусства как чего-то непривычного, примитивного и старомодного. Девальвация самой украинской идентичности, потому что мы даже не могли прилично начать этот процесс: культура, которая должна заинтересовывать нас самими собой, давать пищу для саморефлексии, самоанализа, самоизучения, случалась далеко не за каждым углом.

Обидно, если образ великой войны в масскульте создадут люди, которые гонятся за быстрой популярностью или бюджетным финансированием

Обидно, если образ великой войны в масскульте создадут люди, которые гонятся за быстрой популярностью или бюджетным финансированием. И которым будет плевать на объемные, нетривиальные, амбициозные истории. Что же касается понятия "патриотичности" в культуре, то можно долго спорить, что это слово значит. Но много лет назад в результате очередных срачей в соцсетях появилась очень простая формула: патриотическое кино – это хорошее кино. Лучше и не скажешь.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі