Массовых антивоенных протестов в России не следует ожидать

Неужели украинцы обречены навсегда жить рядом с имперским монстром? Если да, следует делать радикальные выводы

Граждане, Отечество в опасности!

Наши танки на чужой земле!

Это не сегодняшние стихи. Это фрагмент из песни русского писателя и барда Александра Галича, которая стала откликом на советское вторжение в Чехословакию в августе 1968 года, – пишет Сергей Грабовский для издания "День".

Другим знаковым откликом на это событие стали стихи очень популярного тогда поэта Евгения Евтушенко:

Танки идут по Праге

в закатной крови рассвета.

Танки идут по правде,

которая не газета.

Но самым знаменательным откликом на советскую оккупацию Чехословакии стал выход на Красную площадь 25 августа 1968 года восьми храбрецов. Им стало бы стыдно за себя, если бы они промолчали, и было стыдно за промолчавших других. Следует назвать их всех поименно: Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг. Они держали плакаты: "At' žije slobodné a nezávislé Československo!", "Позор оккупантам!", "Руки прочь от ЧССР!", "За вашу и нашу свободу!", "Свободу Дубчеку!". В ходе следствия участники акции заявили, что Баева не участвовала в манифестации, а просто случайно оказалась рядом. Поэтому 21-летнюю Баеву в конце концов освободили. Она и дальше продолжила диссидентскую деятельность.

Им стало бы стыдно за себя, если бы они промолчали, и было стыдно за промолчавших других

Были еще листовки с протестами в некоторых провинциальных городах, были заявления ряда диссидентов, переданные западными "голосами". И все… Другое – это были характерные для времени кухонные разговоры за стаканом чая или чего-нибудь покрепче.

В общем же, реакцию далеко не худших россиян на советский экспансионизм того периода несколько позже честно передал Владимир Высоцкий:

Но, свысока глазея на невежд,

От них я отличался очень мало -

Занозы не оставил Будапешт,

А Прага сердце мне не разорвала.

Советский Союз исчез. С международно-правовой точки зрения. Однако реально советский дух (включая агрессивный экспансионизм) никуда не исчезал. Профессор Вадим Скуратовский вспоминает, как его в начале 2000-х пригласили в Москву на уважаемую гуманитарную конференцию, где он, перефразировав Путина, заявил: величайшей геополитической катастрофой ХХ века стало создание Советского Союза. Высоколобые российские интеллектуалы едва не убили киевского гостя в ответ на эти слова. Именно так, буквально…

Неудивительно, что на акции протеста против вторжения в Грузию и Украину в Москве выходили единицы. Успела пару раз поучаствовать в таких акциях Наталья Горбаневская. Выходили с плакатами дети и внуки других участников событий 25 августа 1968 года. Вот и 20 февраля на Пушкинскую площадь с плакатами вышло сначала шестеро, потом еще двое. Было еще с десяток сочувствующих, которые не отважились взять плакаты. Восьмерых задержали (некоторые украинские медиа дали информацию о шестерых – это неверно). Думаю, стоит назвать их поименно – как и в первом случае: Лев Пономарев, Михаил Кригер, Николай Рекубратский, Юрий Самодуров, Михаил Удымов, Ольга Мазурова, Анна Кречетова, Александр Мацкевич (последние двое подошли позже и тоже были задержаны). Подавляющее большинство участников протеста были людьми пожилыми (старшему было 80 лет), некоторые имели еще советский стаж инакомыслия. Задержанных волокли по два-три молодых быка. Пятерых потом отпустили (как объясняют квалифицированные комментаторы, это значит, что их "только" оштрафуют на немалую сумму. А вот Михаила Кригера, Михаила Удымова и Анну Кречетову, скорее всего, будут судить за "криминал").

Активист Омского гражданского объединения Денис Кабаков провел 22 февраля в центре города пикет против войны с Украиной. Он стоял с плакатом "Омск против войны". Пока неизвестно, должно ли было это пикетирование и призыв Кабакова поддержать в соцсетях какую-то реакцию со стороны властей.

Ну, и, конечно, с протестами выступили известные деятели российской культуры – не то, чтобы единицы, но и не то, чтобы много…

Сравнивая 1968-й и 2022-й, сижу у компьютера и размышляю: неужели изменения, которые произошли после падения СССР в Российской Федерации, оказались настолько мизерными, что с публичными протестами против агрессии и тогда, и сейчас вышло практически такое же количество людей?

И вот, сравнивая 1968-й и 2022-й, сижу у компьютера и размышляю: неужели изменения, которые произошли после падения СССР в Российской Федерации, оказались настолько мизерными, что с публичными протестами против агрессии и тогда, и сейчас вышло практически такое же количество людей? Или, может, россияне, даже их молодая элита, настолько запуганы, что боятся путинской тени? Или, с другой стороны, возможно, как тогда, так и сейчас как среди просвещенных слоев, так и простонародья безоговорочно доминирует имперский шовинизм? Не знаю. Но, по крайней мере, в те времена существовали очень реальные основания для сделанной Высоцким констатации:

И нас хоть расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз…

А сейчас что? Неужели Россия находится в кругу замкнутого исторического времени? И неужели нельзя надеяться на хоть незначительное усиление в ее культуре влияния "линии Герцена-Сахарова"? И неужели украинцы обречены навсегда жить рядом с имперским монстром? Если да, следует делать выводы, причем радикальные.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі